Работница гипермаркета в Хельсинки Анса и так еле сводит концы с концами, а тут ещё лишается работы из-за доноса охранника по поводу просроченного сэндвича, который вместо мусорного бака оказался у неё в сумке. Новое трудоустройство также не задалось: не успела женщина откликнуться на вакансию посудомойки в маленьком баре, как его хозяина повязали за сбыт запрещённых веществ.

Решив отдохнуть вместе с подругой за парочкой коктейлей, Анса знакомится с мужчиной по фамилии Холаппа, чьё имя не знает даже его близкий друг. Сам он тот ещё неудачник, но уже по своей вине – очень любит выпить и из-за этого долго не задерживается ни на одной из работ. И, тем не менее, эти двое постараются завязать отношения – хотя бы ради того, чтобы в будущем спасти друг друга от одиночества.

Финский режиссёр Аки Каурисмяки, которого смело можно назвать современным классиком, давно зарекомендовал себя как человек, с безграничной любовью и уважением относящийся к так называемым «маленьким людям» – представителям рабочего класса. Его последнюю работу, трагикомедию «Опавшие листья», практически все критики называют продолжением «пролетарской трилогии», куда входят фильмы «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики».

Одни специалисты в своих рецензиях расписывают отсылки к прежним работам режиссёра, а другие пеняют на недостатки – авторские самоповторы и простоту сюжета. Но всё же «Опавшие листья» хочется рассмотреть прежде всего как самостоятельное произведение, выдержанное в фирменном стиле Каурисмяки, и посоветовать всем, кто хочет познакомиться с его творчеством, начать именно с этой работы.

Радует, что режиссёр не считает нужным изменять своим принципам и при этом продолжает иронизировать над анекдотичным клише, которое саркастично обрисовывает жителей Суоми как «горячих финских парней». Персонажи «Опавших листьев», как и многие герои предыдущих фильмов постановщика, совершенно невозмутимы и бесстрастны, чем задают особое настроение повествованию и выстраивают уникальную, почти сюрреалистическую атмосферу. Молчаливые официантки, кассиры, рабочие на стройках и прочие представители пролетарского класса словно существуют вне пространственно-временного континуума.

Действие разворачивается на фоне простых интерьеров, по которым невозможно установить временные рамки. В кадре лишь изредка появляются мобильные телефоны, да и те оказываются кнопочными. Люди, что обитают в этих помещениях, будто застыли в неком безвременье: с одной стороны, они живут как на автопилоте, но с другой – при ближайшем рассмотрении никому из них не чужды надежды на личное счастье и желание лучшего будущего.

Именно поэтому «Опавшие листья» не выглядят стилизацией под определённую эпоху. Каурисмяки создаёт особый замкнутый мир, сотканный из ярких красочных пятен посреди общей серости стен и поношенной одежды, обшарпанных, но чистых ресторанчиков, словно позаимствованных из советских фильмов, и бесед на фоне старых киноафиш, что приглашают на сеанс «Короткой встречи» Дэвида Лина или «Рокко и его братьев» Лукино Висконти.

О принадлежности к XXI веку тут иронично напоминает поход Ансы и Холаппы на худший фильм Джима Джармуша – «Мёртвые не умирают», который забавно обсуждает парочка зрителей-синефилов, сравнивающих увиденное с творениями Брессона и Годара. Но самой главной – и пугающе точной – приметой времени, указывающей на события наших дней, становятся жуткие новости по радио, когда диктор едва ли не каждый день рассказывает о перманентном ухудшении геополитической обстановки. Реакция Ансы на услышанное обрисована удивительно точно: как человек, непричастный к конфликту, она дозированно слушает сводки, но затем резко переключает радиочастоту на что-либо позитивное или отключает приёмник совсем.

Подобными штрихами создаётся лёгкий, но ощутимый апокалиптический фон, с которым большинство людей планеты просыпается, живёт и засыпает. Глядя на меланхоличных героев фильма и внимательно рассматривая подход режиссёра к истории, прекрасно понимаешь, почему ни персонажам, ни конфликту не нужны никакие усложнения.

В одном из интервью Каурисмяки заявил: «В один прекрасный день моя жена сказала мне странную фразу: “Цель всего искусства – упрощение”». В истории Ансы и Холаппы существенный конфликт, по сути, всего один – алкоголизм мужчины. И даже вполне голливудские штампы, строящие искусственные препятствия их возможному счастью – вроде случайно потерянной бумажки с номером телефона, – оказываются лишь сценарными условностями.

Посредством своих героев Каурисмяки хочет донести до публики понимание самого важного посыла фильма – людям, уставшим от ежедневных политических ужасов, постоянной борьбы за выживание, пересчитывания копеек, оставшихся после оплаты услуг ЖКХ, нужна исключительно вера в возможное счастье, обрести которое очень просто.

Эту незамысловатую, но архиважную идею до сердца зрителя доносит великолепный актёрский дуэт из Альмы Пёвсти и Юсси Ватанена. Когда-то Пёвсти единолично спасла своей игрой весьма посредственный байопик «Туве», посвящённый жизни знаменитой сказочницы Туве Янссон, и вновь она оказывается главным эмоциональным центром повествования.

Пёвсти призналась, что влюбилась в эту историю с самого начала и поэтому сумела так тонко раскрыть Ансу: «Я прочитала сценарий и поняла: это жемчужина, которая попадается, возможно, раз в жизни. Так мало слов, так мало действия, но это было великолепно!» Хочется верить, что её недавние номинации на «Золотой глобус» и премию Европейской кионоакадемии за главную женскую роль окажутся ступенями к новым достижениям, которые, в свою очередь, принесут ей долгожданные награды.

Сохраняя общую невозмутимость, под стать остальным действующим лицам, Альма Пёвсти невероятно выразительна и красноречива по мимике и языку тела, что с большим вниманием отмечает оператор Тимо Салминен. Её лицо превращается в чистый холст, на котором проступают незамутнённые чувства, стоит лишь Альме посмотреть в окно автобуса или услышать очередную порцию пессимистичных новостей по радио.

Но эта женщина вовсе не пример отчаявшегося человека, который больше ничего не ждёт от этой жизни и воспринимает поход в кино на глупый фильм в компании с алкоголиком как величайшее событие в жизни. Просто ей хочется наконец обрести баланс в неспокойном мире и обязательно попытаться спасти если не себя, то хоть какое-нибудь живое существо – будь то милую собачку по кличке Чаплин или беспробудного пьяницу. Который тоже очень ждёт, чтобы его спасли, потому что ему никак не удаётся сделать это самому.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here