Кинематограф настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что порой мы даже не замечаем его. Мы можем смотреть кино в любое удобное для нас время – пока едем в метро, дома после работы или же сходив в кинотеатр. Сейчас любой может взять в руки камеру и снять своё кино; и пусть оно будет любительское, «домашнее», но всё же это будет кино. А теперь представьте, что раньше этого не было – просто не существовало, и с его появлением мир изменился, стал таким, к которому мы привыкли.

28 декабря 1895 года в парижском «Гранд-кафе», что расположен на бульваре Капуцинок, состоялся первый в мире платный киносеанс. Тридцать пять человек, заплативших за вход по целому франку, стали свидетелями зарождения нового искусства. Киносеанс состоял из десяти очень коротких, но всё-таки самых настоящих фильмов: «Выход рабочих с фабрики», «Вольтижировка», «Вылавливание красных рыбок», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе» и «Морское купание».

Плакат к первому публичному показу фильма

Первые зрители не знали, что кино покорит мир, как не знали этого и его создатели – братья Люмьер. Они к своему детищу вообще относились очень легкомысленно. Огюст (старший брат) часто говорил, что они придумали всего лишь забавную игрушку, которая будет популярна от силы полгода. Они считали, что у кино нет будущего, ибо людям быстро надоест смотреть то, что и так можно увидеть каждый день на улице. Луи (младший брат) добавлял, что разработал синематограф (именно так назывался первый в мире киносъёмочный аппарат) от скуки, пока болел гриппом.

Как бы там ни было, что бы братья Люмьер ни говорили, сейчас кино – самое популярное искусство и, кроме этого, одно из самых доступных. Кино любят и смотрят все!

Название «синематограф» имеет греческие корни: «кинема» и «графо», что значит «пишу движение». Впервые его применил изобретатель Леон Були в 1892 году для собственной камеры с рулонной негативной фотобумагой. Но после того как он не оплатил годовой взнос за патент, название перешло братьям Люмьер. Успех «синематографа» был настолько велик, что так стали называть первые кинотеатры, а затем и всю технологию.

С самого начала кино вызывало у людей разнообразные эмоции: от слёз и смеха до страха. 6 января 1896 года был показан, пожалуй, самый знаменитый фильм братьев Люмьер – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Это кино вызвало настоящую панику среди пришедших на сеанс. Впервые на экране было показано движение в перспективе – поезд появлялся издалека, после чего проходил через весь экран справа налево на первом плане и исчезал за полотном. В какой-то момент зрителям казалось, что поезд ворвётся в зал и разрушит всё на своем пути!

«Прибытие поезда» вызвало множество подражаний и «кочевало» от режиссёра к режиссёру. Один только Жорж Мельес снял версии «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля» и «Прибытие поезда на вокзал Венсанна».

В России этот фильм тоже произвёл незабываемое впечатление. Вот что написал Максим Горький после просмотра на Нижегородской ярмарке: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране появляется поезд железной дороги. Он мчится стрелой, прямо на вас – берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока». Согласитесь, сильно сказано и… вполне современно, если вспомнить первые отзывы о 3D-фильмах.

Синематограф Люмьеры сконструировали благодаря уже существовавшим устройствам для демонстрации движущихся изображений. Среди них зупраксископ Эдварда Майбриджа, оптический театр Эмиля Рейно, хронофотограф Этьен-Жюля Маре, хронофотографические камеры Луи Лепренса и Уильяма Фрис-Грина. К моменту появления аппарата Люмьеров в США уже почти год пользовался популярностью кинетоскоп Уильяма Диксона и Томаса Эдисона. Однако у этой технологии были недостатки, главный из которых – невозможность проекции изображения на экран.

Ещё один фильм братьев Люмьер, который стал бродячим сюжетом для кинематографа – знаменитый «Политый поливальщик». В фильме два действующих лица – садовник, который поливает цветы, и хулиганистый мальчик, незаметно наступающий на шланг. Когда же садовник удивленно заглядывает в наконечник, мальчик убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет прямо в лицо незадачливому садоводу! Ещё секунда – и вот он уже бросает свою работу и бежит за мальчишкой.

«Политый поливальщик» – первая в мире постановочная комедия. Садовника сыграл настоящий садовник Люмьеров – Франсуа Клер, мальчика – сын одного из слуг, Бенуа Дюваль. Их по праву можно считать первыми актёрами кино!

Фильмом, который впервые был показан на публике, стал «Выход рабочих с фабрики». Съёмки проходили у ворот фотографической фабрики Люмьеров в Лионе. Этот фильм был снят в несколько дублей. Сохранилось до наших дней только три, но кто знает, может, их было больше. До «Выхода рабочих с фабрики» кино снималось одним дублем.

Главным делом жизни братьев Люмьер было не кино, а… фотография! Именно они изобрели голубые пластины, благодаря которым фотография стала доступна всем, а не только избранному кругу химиков и инженеров.

Фильмы братьев Люмьер поражали воображение зрителей прежде всего тем, что абсолютно точно фиксировали действительность. Именно эти коротенькие зарисовки жизненных ситуаций заложили основу для будущего развития «линии Люмьера», то есть кино документально-реалистического, максимально приближенного к жизни.

Второе направление в кинематографе – «линия Мельеса», более известное как игровое кино, основанное человеком по имени Жорж Мельес. Он был директором и режиссёром парижского театра «Робер Уден», который славился постановками фантастических феерий. Жорж Мельес, прослышав о возможностях синематографа, купил себе кинокамеру и начал снимать игровые фильмы с участием актёров.

Кинокамера в Институте Люмьер, Франция

Братья Люмьер фактически снимали одни лишь документальные ленты, а кинематограф стремительно развивался, приобретая всё больше поклонников и тех, кто хотел делать кино. Довольно скоро у Люмьеров появились крупные конкуренты, которые были более напористы, амбициозны и полны идей превратить кино в бизнес.

В 1900 году братья продали права на своё грандиозное изобретение. На долгое время о них забыли, но справедливость восторжествовала. Именем Люмьер названа станция метро в Париже, в их лионском доме «Вилла» расположен музей и Институт Люмьер, и, конечно, самое главное – по сей день, мы смотрим и наслаждаемся кино. Так скажем же братьям спасибо!

Самые известные фильмы

  • «Политый поливальщик»
  • «Мастерские в Ла-Сьота»
  • «Выход рабочих с фабрики»
  • «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе»
  • «Завтрак младенца»
  • «Вылавливание красных рыбок»
  • «Вольтижировка»
  • «Кузнецы»
  • «Прыжок через брезент»
  • «Площадь Корделье в Лионе»
  • «Механический мясник»
  • «Морское купание»
  • «Вращающаяся тарелка»
  • «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»
  • «Игра в снежки»

Материал был впервые опубликован в октябрьском номере «Люмьера» за 2011-й год с заголовком «Синематограф» братьев Люмьер».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here