Опасное это дело, Фродо, – выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесёт.

Впервые изданная в Англии 29 июля 1954 года фэнтези-эпопея Джона Рональда Роуэла Толкина «Властелин колец» к настоящему моменту превратилась в одно из самых значительных литературных произведений прошлого столетия, породила настоящий культ и стала основой для титанической трилогии, снятой в начале нулевых Питером Джексоном.

Проект, который казался неподъёмным не только многим завистникам, но и самим инициаторам постановки, был щедро одарён разнообразными призами («Возвращение короля» в 2004 году завоевало одиннадцать «Оскаров», повторив – наравне с «Бен-Гуром» Уильяма Уайлера и «Титаником» Джеймса Кэмерона – наилучший результат на церемонии), привлёк к трудам Профессора новых читателей, а также стал поворотным моментом в истории развития высоких технологий в кинематографе.

Относительные успехи малобюджетных постановок молодого новозеландского режиссёра Питера Джексона – «Инопланетного рагу», «Познакомьтесь с Фиблами», «Живой мертвечины» и «Небесных созданий» – привлекли к кинематографисту сильных мира сего – американских продюсеров. И уже в середине девяностых Джексону довелось возглавить свой первый голливудский проект – фэнтезийную постановку «Страшилы» с Майклом Дж. Фоксом. Картина не слишком удачно выступила в прокате, но показала потенциал новозеландца. В частности, фильм удивил качественным визуалом: CGI-эффекты «Страшил», над которыми работала собственная компания постановщика Wingnut Films, были отмечены многими специалистами.

Властелин колец: Братство кольца

История знакомства будущего режиссёра с «Властелином колец» берёт начало в 1978 году. Новозеландцу было 17 лет, когда он посмотрел мультфильм, снятый по мотивам книги израильтянином Ральфом Бакши. Получив гамму впечатлений, Джексон сразу же приобрёл роман в магазине и взахлёб прочитал. Тогда молодой человек подумал, что неплохо бы сделать из «Властелина Колец» полнометражное кино. Однако, не имея на тот момент ни должного опыта, ни необходимых связей, Джексон не мог и мечтать о реализации этой смелой идеи. К тому же в те годы уровень развития спецэффектов не позволял с должным размахом перенести масштабную, эпическую историю Толкина на большие экраны. Спустя двадцать один год творение Бакши станет для него одним из ориентиров при работе над «Властелином колец».

Поднаторевший в кинопроизводстве Джексон вернулся к задумке во второй половине девяностых. Вместе с главой киностудии Miramax Харви Вайнштейном режиссёр вступил в переговоры с продюсером Солом Заентцом. Последний владел правами на экранизацию книги с начала 1970-х. В своё время кинематографист сам собирался заняться съёмками фильма по вселенной «Властелина колец», но не получилось. Завершив обсуждения деталей контракта, студийные боссы решили, что съёмочный процесс картин целиком пройдёт в Новой Зеландии – это в значительной степени удешевило бы производство. Почему «картин»? Потому что историю о путешествии хоббитов к Роковой горе и борьбе за Средиземье решили уместить в две полнометражные ленты. Когда весной 1996 года проект был уже на ходу и разрабатывались концепт-арты для грядущей дилогии, выяснилось, что Заентц скрыл, что он не владел правами на «Хоббита» – предысторию «Властелина колец». Так как скрипт дилогии опирался не только на сюжет «Властелина колец», но и «Хоббита», пришлось в срочном порядке переписывать сценарий. Помощь команде Джексона в этом деле оказала новозеландский сценарист и кинопродюсер Филиппа Бойенс.

Властелин колец: Братство кольца

Когда работу над сценарием наконец закончили, сверстали бюджет двух лент. Он составил 75 миллионов долларов. Эта цифра выглядела небольшой даже по тем временам и объяснялась просто: в целях экономии братьями Вайнштейн (вместе с Харви в проекте был занят и его брат – Боб) использовались незаконные способы. Так, например, деньги отмывались через немецкие оффшоры. В дальнейшем эта история аукнулась создателям, отсрочив работу над другой трилогией по миру Средиземья – «Хоббитом».

Однако даже чёрные схемы не помогли авторам «Властелина колец» уложиться в бюджет. В ходе пре-продакшена оказалось, что для съёмки двух масштабных картин понадобится сумма по меньшей мере в два раза больше. Студия пошла на отчаянный шаг, решив соединить два фильма в один, урезав таким образом и расходную часть сметы. Джексон не соглашался. Разгорался конфликт, который никому не был нужен. К тому моменту уже начали работу декораторы – они изготовили несколько тысяч предметов и интерьеров для фильма. Тупиковая, казалось бы, ситуация получила разрешение, когда постановщик обратился за помощью с финансированием к продюсеру кинокомпании New Line Cinema Марку Ордески. Тот расщедрился аж на три картины.

Властелин колец: Братство кольца

Проект стартовал лишь в 1999 году – спустя три с небольшим года после начала разработки. Специально для трилогии разработали компьютерную программу MASSIVE. Она позволила создавать на экране большие массовки, не подключая для этого тысячи статистов. Это значительно облегчило работу режиссёрской бригаде. В дальнейшем MASSIVE получила широкое применение в крупнобюджетных голливудских проектах. Так как снимались сразу три фильма, команда Джексона работала одновременно в нескольких местах, а сам процесс контролировался в том числе помощниками режиссёра. Общее число локаций в итоге дошло до 150, а труды гигантской команды (число задействованного персонала составило более 3000 человек) принесли экономике Новой Зеландии около 200 миллионов долларов. Съёмочный процесс занял год с небольшим (с 11 октября 1999 по 22 декабря 2000 года), после чего команда трилогии переместилась в Лондон, где начался этап пост-продакшена. Он тоже растянулся. Для «Братства кольца» монтажно-тонировочные работы заняли целый год.

По прошествии пятнадцати лет с момента выхода первой части «Властелина колец» мир изменился. Моду в мейнстриме нынче задают кинокомиксы, инфляция и 3D-формат увеличили количество фильмов-членов клуба миллиардеров (лент, перешагнувших отметку 1 миллиард долларов кассовых сборов), а любимцы прежнего поколения уступили место новым киногероям. Но на фоне многочисленных технологичных блокбастеров творение Питера Джексона всё ещё способно удивить. Визуально лента до сих пор выглядит достаточно свежо. Заслуга в этом, без сомнения, принадлежит студии Weta Digital. Однако никакие достижения в области трёхмерной компьютерной графики не могут объяснить феноменальный успех трилогии в целом и «Братства кольца» в частности.

Властелин колец: Братство кольца

Хотя хронометраж картины составил почти 3 часа, а режиссёрской версии – почти 4, она не кажется затянутой. События увлекают, персонажи интересные и легко запоминаются – даром что в постановке их немало. Долгий пролог не утомляет, но подготавливает почву для дальнейшего повествования. События основной части развиваются со скоростью света, беря паузу в разговорных сценах, увлекающих размышлениями – спрятанными в, казалось бы, простых фразах глубокомысленными изречениями – о природе добра и зла, дружбы и предательства, о силе воли и важности ответственности, о дуалистической природе любого разумного существа, о первопричинах чувства жалости. Особо стоит отметить эпизоды действия: любая из экшен-сцен, будь то погоня назгулов за хоббитами в Шире и Пригорье, сражение на холме Амон Сул, встреча с Балрогом на Морийском мосту или схватка с урук-хаями на берегу Андуина, мастерски поставлена и смотрится с невероятным увлечением. Финал не выглядит оборванным, а намекает на продолжение.

Надо отдать должное специалистам по кастингу и Питеру Джексону лично: малоизвестные актёры в главных ролях стали отличным попаданием в цель, а маститые артисты, которым достались второстепенные образы, добавили ленте дополнительного шарма. К сожалению, на сегодняшний день для Элайджи Вуда роль хоббита Фродо Бэггинса так и осталась вершиной его карьеры. Некоторые критики называли игру молодого актёра невыразительной и пресной, но от американца и не требовалось дословного переноса на экран образа книжного Фродо. Его персонаж предельно органичен в мире Джексона, отличающегося от мира Толкина, но в то же время являющегося его прекрасной визуализацией. Через отношения Фродо с другими героями – с верным товарищем Сэмом (Шон Эстин), с немногословным, преисполненном чести Арагорном (Вигго Мортенсен), с мудрым Гэндальфом (Иэн МакКеллен), с завистливым Боромиром (Шон Бин) или коварным Голлумом (Энди Серкис) – раскрывается характер протагониста. Он проходит долгий путь от счастливой беззаботности в начале до печально-задумчивого успокоения в конце (третий фильм эпопеи). Актёр отлично справился со своей задачей, показав и жизнелюбие, и апатию, и чрезмерную усталость, и тёмные начала в душе своего героя, и проникновенное милосердие.

Властелин колец: Братство кольца

Тема сострадания – одна из ключевых в истории. Каждый из смертных подвержен соблазнам, но противодействовать им – задача не из лёгких. Хоббитам, внешне выглядящим неспособными противостоять тяжёлым испытаниям, оказывается под силу выдержать там, где иной бы не выстоял. Кольцо Всевластия – отличная метафора, олицетворяющая искушения, подстерегающие в жизни каждого из нас. Лишь сильным духом по плечу бороться с жизненными испытаниями, оставаясь верными своим идеалам и принципам. Иллюстрирует эту мысль диалог Фродо с Гэндальфом в пещерах Мории, когда, отчаявшись, полурослик обращается к магу и говорит:
– Я хотел бы, чтобы не было кольца, чтобы ничего этого не было!
Волшебник отвечает:
– Так думают все, на чью долю выпадает подобное, но это не им решать. В наших силах решать только что делать со временем, что нам отпущено.

Казалось бы, простое умозаключение, но за этими словами кроется сакраментальная истина. Толкин говорит нам, что не стоит роптать на судьбу, лучше, засучив рукава, бороться с теми сложностями, которые встречаются на нашем пути. Этот постулат Джексон осторожно перенёс в свою работу.

Властелин колец: Братство кольца

Помимо вопросов морали и нравственности, «Братство кольца» говорит о любви. За неё отвечает линия Арагорна и Арвен (Лив Тайлер). В произведении Толкина она шла пунктирной линией, но для фильма была существенно расширена. Отношения потомка Элендила и дочери Элронда (Хьюго Уивинг) разбавляет серьёзный мрачный тон постановки, придавая ей сентиментальности. Аналогичную задачу выполняет другая интересная линия – Фродо и Сэма. Мы видим, какой может и должна быть настоящая мужская дружба. Место в ней находится и иронии, и поддержке, и жертвенности. Интересны взаимоотношения других героев. Они делают ленту многогранной, заставляя её сверкать новыми красками. Отметить можно плутоватых, привносящих в полотно живой юмор Перегрина Тука (Билли Бойд) и Мэриадока Брендибака (Доминик Монахэн), а также нередко служащих аналогичным целям Гимли (Джон Рис-Дэвис) и Леголаса (Орландо Блум). Увлекателен подсюжет с участием Боромира и Арагорна о долге перед отчизной, гордыне и личных амбициях.

По достоинству оценили критики величественную музыку Говарда Шора, над которой композитор корпел добрых два года. Под пышные, торжественные мелодии пред зрителями проносятся картинки живописного Ривенделла, чарующего Лориэна, гнетущих копей Мории, беспечного, но бурлящего жизнью Шира, дождливого, вводящего в бессознательный сон Бри, леденящего кровь Минас Моргула, умиротворяющего Андуина. История захватывает: мир, наполненный людьми, хоббитами, орками, троллями, эльфами и другими фэнтезийными существами, кажется живым и объёмным. Иррациональное в нём кажется реальным, а реальное представляется выдуманным.

Властелин колец: Братство кольца

Помимо прочего, фильм Питера Джексона – о власти; о той силе, к которой стремятся многие, но обретение которой неизбежно сопровождается серьёзными последствиями. Может ли власть испортить человека, а если может, то насколько сильными будут изменения? Станут ли они необратимыми? Скажется ли это на ближайшем окружении индивида? А если скажется, то как именно? Все эти вопросы в фундаментальном творении новозеландского режиссёра возводятся в абсолют. Удивительно, но Джексону удалось совместить в своём фильме развлекательное с познавательным, созерцательное с философским. «Властелин колец: Братство кольца» поражает с любой точки зрения: фильм хорош и как многобюджетный блокбастер, и как мифологическая многофигурная история о противостоянии безусловного добра с совершенным злом, и как аллегорический рассказ об испытаниях властью, и как тонкая душевная сказка с сильными и объёмными героями, и как героическое поэтическое сказание.

Питер Джексон не остановился на трилогии – недавно свет увидели приквелы истории. Ими стали три части «Хоббита», выпушенные в 2012, 2013 и 2014 годах. Ленты получили меньший резонанс, нежели «Властелин колец», но в целом были хорошо приняты общественностью. Интересно, что после релиза «Битвы пяти воинств» – последней серии «Хоббита» – в интернете поползли слухи о возможной экранизации «Сильмариллиона» – собрании легенд и мифов Средиземья, повествующего в основном о событиях, произошедших до событий, описанных в «Хоббите» и «Властелине колец». Впрочем, хотя Джексон и намекал на интерес к сборнику легенд Средиземья, ситуация с ним – не из простых. Права на «Сильмариллион» никогда не продавались и принадлежат сыну Профессора – Кристоферу Толкину. Последний же известен как самый ярый хулитель фильмов новозеландца.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here