Сюжетов, подобных психологическому триллеру «Тайное окно», поставленному по повести классика литературного фастфуда Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад», немало: «Психо», «Бойцовский клуб», «Сплит», «Американский психопат», «Остров проклятых»… Следует заметить, что у Кинга всегда присутствуют загадочные пространства, будь то комната в гостинице, тоннель в стене тюрьмы или тайное окно. И здесь снова главный герой – писатель, как в «Сиянии» и «Мизери». И снова речь идёт о безумии и кошмарах.

Кинговская история о таинственном втором «я», преследующем своего двойника, уже была поставлена в триллере «Тёмная половина», но «Тайное окно» куда реалистичнее. Сложно писать о фильмах про сумасшествие, не раскрыв главного сюжетного поворота, но если кто-то не видел «Тайное окно», которому скоро стукнет 15 лет – тем хуже для вас. И вообще, как бы хотелось пересмотреть фильм, не зная его развязки, ведь уже не забыть, что в теле писателя Морта Рейни живут два человека. В образе аскета с прибабахом – Джонни Депп, на котором, по сути дела, держится вся картина. Странность событий преувеличена так, что приходится гадать, что вообще происходит. В жизнь одинокого писателя внезапно вторгается некий наглец в шляпе по имени Джон Шутер (Джон Туртурро), твёрдо убеждённый, что Рейни – вор. Тут-то герой, уединившийся в лесной избушке, оказывается в жутко щекотливом положении, ведь никакого рассказа он не крал.

Постепенно Морт Рейни начинает сомневаться в собственной здравости, соединяя звенья извилистой цепочки и распутывая связь между собой и надоедливым гостем. Однако в центре сюжета не столько люди, сколько детективный рассказ, написанный Рейни и имеющий отношение к его судьбе. История «Тайного окна» жизненная – мучения мужчины, преданного женщиной. Тихая жизнь писателя превращается в тревожный кошмар. А произведение Рейни становится его единственным спасением и утешением. Правда, неясно, почему от него ушла жена. Выпивка? Видимо, подробности в его рассказе.

Герой расхаживает в рванине, валяется на диване, пьёт, ест и бестолку смотрит в экран монитора, буквально выдавливая слова для написания нового рассказа. Скучные будни хоть как-то встряхивает маньяк в шляпе. Шутер то дверь выбивает, то угрожает расправой, то отвёрткой закалывает подслеповатую собаку. Рейни – не Джон Уик, поэтому он обращается в полицию, которая бездействует – старый шериф занят вышиванием. В фильме очевидно странное столкновение настроений – вроде бы смотришь триллер, но проскальзывает юмор. Вспоминается нелепая попытка Морта избавиться от трупов в машине.

Сперва навязчивый гость закалывает пса, потом до тла сгорает дом, оставленный Мортом жене, и всё это время ум эксцентричного писателя занят не работой, а болезненными воспоминаниями об измене. Вокруг да около нам намекают, что чертовщина, якобы указываюшая на Шутера, прямиком ведёт к Рейни. Во всяком случае, улики точно говорят о его причастности. Примечательно, что режиссёр и сценарист фильма Дэвид Кепп знакомит нас с главным героем плавным пролётом камеры через окно дома – то самое «тайное окно». Дом – метафора рассудка Морта Рейни, его психологическое состояние. Конфликт не заставляет себя долго ждать, поэтому в первой же сцене Джон Шутер ломится в дверь дома – единственное место, где встречаются эти персонажи.

Знакомство с героем происходит через его отражение в зеркале – подсказка о двойственности Рейни. Кстати, зеркало красиво закольцовывает параноидальную историю. Закономерно и то, что в финале стены дома дают трещины, что олицетворяет тревогу писателя, сумасшествие. Лесная избушка сутью похожа на «Мотель Бэйтса» из хичкоковского «Психо». Оказывается, что Рейни – первичная личность – нравственный, робкий, ранимый, а Шутер – вторичная личность – настойчивая, грозная, жестокая. Рейни старательно отказывается признавать Шутера и всячески избегает его, всеми правдами и неправдами отрицая, что он украл его текст. Шутер же напористо заявляет о себе, напоминая о лживости Рейни (то есть Шутер знает о первичной личности и измене жены), высмеивая мягкотелого писателя, переживающего творческий кризис. Однако жертва лишь сперва кажется жертвой.

Дэвид Кепп изображает шизофрению, показывая обе личности сразу – Рейни лицом к лицу сталкивается с Шутером уже в начале фильма. Морт Рейни и Джон Шутер – люди реальные, но такие разные. Один питается страхами другого, толкая на убийство. Обида ведь осталась, поэтому незнакомец (shooter значит «стрелок») подбрасывает писателю решение – убить нужно не на бумаге, а наяву. Шутер – олицетворение вины, стыда и ярости Рейни. И финал оказывается действительно блеском – идеальное разоблачение и преступление.

«Тайное окно» под колдовскую музыку Филипа Гласса показывает, что любое зло пугающе гибельно, а лицо зла – сам человек. Оно вылезает, когда человек поддаётся своим самым страшным желаниям. Пора больному заглянуть внутрь себя и смириться с реальностью.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here