Немолодой молчаливый господин Хираяма трудится на не самой престижной работе – он ежедневно убирает токийские туалеты. Но его отнюдь не гнетёт это «грязное» занятие: он трудится с большим усердием, а свободное время посвящает получению удовольствий от жизни.

Для этого ему не нужно много денег, ведь Хираяма привык довольствоваться достижениями прошлого века. Его машина набита аудиокассетами с записями Лу Рида и Нины Симон, запечатлевать окружающий пейзаж ему помогает плёночная мыльница, а в книжной лавке всегда можно задёшево купить произведения Уильяма Фолкнера или Патриции Хайсмит.

И при этом господин Хираяма вовсе не опустившийся интеллигент или приспособившийся к бедности неудачник. Он прежде всего человек, для которого важны совсем иные ценности, и самая главная из них – огромная радость от осознания бытия.

Наверное, каждый из нас однажды задумывался, что именно стоит считать наивысшим достижением в жизни и что способно привнести радость в ежедневную рутину серых будней. Престижная работа, высокая зарплата, дорогие гаджеты или брендовые вещи, а, может, частые поездки на другой конец света? Культовый немецкий режиссёр Вим Вендерс («Алиса в городах», «Небо над Берлином») на всё это отвечает категоричным нет и отправляется за наглядным примером в Японию, страну, где способность человека к созерцательности не только доведена до уровня высокого искусства, но и стала частью важной житейской философии.

Самое главное, что «Идеальные дни» не выглядят утешением для тех, кто не смог реализовать себя в жизни и, будучи вынужденным пахать на малоуважаемой работе, придумал себе хоть какие-то маленькие радости, лишь бы не залезть в петлю от отчаяния. Цель Вендерса – напомнить о том, что не место определяет человека, а его отношение к жизни и другим людям.

Возможно, многие не согласятся с карьерным выбором господина Хираямы. Но его пример учит умению относиться к выполнению своих обязанностей прежде всего как к обмену добросовестного труда на деньги, необходимые для существования, а не как к престижному статусу.

Добровольно согласившись на не самую благодарную работу, Хираяма выполняет её безупречно, не жалуясь ни на грязь, ни на беспардонных клиентов, которые его зачастую даже не замечают. Он давно сделал осознанный выбор и этим говорит нам: делай то, что у тебя действительно хорошо получается, люби свой труд, не обращай внимание на отношение к нему окружающих, умей видеть суть вещей и только тогда ты будешь в ладу с самим собой.

Далее Вендерс ломает клише о том, что чернорабочие – это ограниченные, недалёкие люди, часть серой массы с примитивными потребностями и интересами. Хираяма – прекрасный пример человека, на интересы которого нисколько не влияет его способ заработка. Отдраивание унитазов и мытьё туалетных полов в городских парках не мешает ему насладиться любимой книгой, душевно поболтать с хозяйкой близлежащего бара, послушать любимые песни по дороге или понаблюдать во время обеденного перерыва, как солнце играет бликами сквозь ветви деревьев.

Изучая образ господина Хираямы, мы понимаем, что не все из нас зарабатывают на жизнь достаточно, но своими молчаливыми поступками он объясняет, что множество простых радостей находится вокруг нас, достаточно лишь остановиться, оглянуться вокруг и полюбить то, что у тебя уже есть.

И точно так же, как за личиной скромного уборщика скрывается Человек с большой буквы, Вим Вендерс делает из простого обстоятельного рассказа о повседневности по-настоящему Большое кино. В первую очередь, его взгляд на Страну восходящего солнца как взгляд иностранца превосходно ложится на отображение мировоззрения господина Хираямы. Камера проплывает сквозь городские улицы и фиксируется на отдельных объектах, словно заворожённый глаз туриста, для которого Япония становится настоящим чудом света, чем-то очень знакомым и близким, но в то же время совершенно непознаваемым.

Отдельно это касается даже «туалетной» темы, поскольку во время просмотра не устаёшь поражаться, как в этой удивительной стране сумели превратить отхожие места в настоящие шедевры архитектурного креатива и технического совершенства. Именно так и видит свой окружающий мир господин Хираяма – его вселенная, как и квадратный кадр фильма, ограничена рамками, но от этого она не перестаёт каждый раз восхищать и радовать его, словно момент первого знакомства.

Также «Идеальные дни» – изумительная демонстрация мастерской работы режиссёра с нюансами и нарративом, когда за персонажа постоянно говорят его знаковые поступки и детали взаимоотношений с окружающими, а на его прошлое свет проливается лишь постепенно. Картина понимания мира главного героя складывается в единое целое посредством множества важных мелочей, благодаря которым этот человек раскрывается перед нами как глубокомысленная, сострадательная, добросердечная и очень мудрая личность.

Мы также узнаём, что за право выбора этого жизненного пути ему пришлось принести определённые жертвы, отчего Хираяма всё-таки не может быть стопроцентно счастливым. Но и это в итоге становится дополнительным штрихом, ещё больше оживляющим персонажа в глазах аудитории. Ведь стоит признать, что абсолютное, безусловное счастье недоступно никому из живущих. Важнее то, как мы принимаем факт экзистенциального несовершенства.

Замечательному Кодзи Якусё, удостоенному приза Каннского МКФ за лучшую мужскую роль, хочется поклониться и сказать «Аригато». Любимый актер Киёси Куросавы, он полностью перевоплотился не столько в мойщика токийских туалетов, сколько в опытного учителя Жизни, давшего несколько важнейших и притом бесценных уроков.

Его господин Хираяма не призывает к покорному смирению со своим положением. Он действительно видит цель существования в том, что ему дано великое счастье проснуться живым и здоровым, ещё раз услышать пение птиц за окном и шумы суетливого мегаполиса, понаблюдать за беззаботными детьми и сделать для кого-то доброе дело. Тогда, и только тогда, когда зрелище зарождающегося рассвета будет способно вызвать у нас слёзы подлинной радости, подарит неповторимое ощущение новых возможностей и заставит осознать, какой это бесценный дар свыше, мы с уверенностью сможем заявить, что каждый прожитый нами день действительно идеален.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here