Конец XVIII века. Провозглашена Первая французская республика. В социально-политической жизни страны заметной фигурой становится молодой офицер Наполеон Бонапарт. В будущем ему предстоит сыграть значительную роль в судьбах Европы.

Кажется, в амбициозном проекте Ридли Скотта что-то сломалось с самого начала. Действительно, сперва работа над лентой об императоре Франции была отложена из-за пандемии COVID-19, а затем понадобилось переснять некоторые сцены.

К тому же у фильма были проблемы с кастингом. Так, например, Ванесса Кирби не была первым выбором на роль возлюбленной Наполеона Жозефины де Богарне, в чём признавался и сам автор «Гладиатора». Вместо звезды сериала «Корона» должна была сниматься хорошо знакомая режиссёру по совместной работе в «Последней дуэли» Джоди Комер.

А сыгравший главного героя Хоакин Феникс, в чьём мастерстве не приходится сомневаться, перед самым началом съёмок вдруг заявил, что пока ещё не знает, каким будет его персонаж. Крайне настораживающие слова от такого профессионала!

Но беда в том, что коллизии перед и во время производственного процесса – не самые первостепенные вопросы, которые должны были волновать Скотта.

«Наполеон» стартует с событий 1793 года. В кадр объектива Дариуша Вольски («Ворон», «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины», «Марсианин») попадают отдельные эпизоды Великой французской революции, включая казнь Марии-Антуанетты. Но автора в первую очередь интересует протагонист.

Герой Феникса предстаёт перед нами флегматичным и даже немного невротичным человеком. Он сомневается, не совсем уверен в себе и порой даже кажется стеснительным. Но когда ему начинает улыбаться удача, будущий диктатор не боится и берёт то, что само идёт в руки.

Впрочем, Скотт вовсе не утверждает, что Наполеон – слабовольный и бесхарактерный, что он – баловень судьбы. Наоборот, персонаж выглядит хитроумным, целеустремлённым, в меру сдержанным и харизматичным военачальником.

Совсем другим он оказывается рядом со своей дамой сердца. Как известно, взаимоотношения Наполеона и Жозефины были сложными и противоречивыми, но крепкими и страстными. Об этом известно из документа эпохи – ставших достоянием общественности знаменитых писем супругов.

Но в фильме мы не видим, почему отношения между ними вполне вписываются в определение абьюзивных, токсичных или садомазохостических. Ридли Скотт не показывает нам, почему Наполеон и Жозефина не могут привнести в свой брак стабильность. Всё самое интересное будто бы остаётся за кадром.

Герой Феникса – поначалу ведомый, перехватывает инициативу, но лишь затем, чтобы снова её уступить. Ему нужна женщина, которая стала бы для него не только любовницей и милым другом, но и фактически взяла бы на себя функции матери.

Мотивация персонажа Кирби преимущественно тоже остаётся загадкой. В отдельных интервью режиссёр говорил, что женщина ответила согласием на предложение генерала Бонапарта о свадьбе только из-за меркантильных интересов. Но в фильме об этом – ни слова.

Романтические отношения Наполеона и Жозефины лишены и огня, и интриги. Они обрывочны. В них нет чёткой взаимосвязи причины и следствия. Нет в них и поэзии.

Почему? Дело тут ещё и в том, что британский постановщик поставил перед собой смелую цель снять объёмный байопик, в котором были бы отражены все ключевые моменты из жизни Наполеона. Включая упоминающиеся во всех учебниках истории сражения.

Битвы при Ватерлоо и Аустерлице, Бородино – кроме этих, мастерски поставленных и искусно снятых масштабных эпизодов, в картине есть ещё три чуть менее эффектные батальные сцены.

Но ни впечатляющие эпизоды действия, ни отсылки ко всё разрастающемуся европейскому кризису начала XIX столетия не могут замаскировать очевидное – история не заставляет сопереживать. Слишком много всего попытался вместить в свою ленту режиссёр. Герои утонули в масштабе происходящего.

Хронометраж фильма составил сто пятьдесят восемь минут, но даже этого оказалось мало для такого многогранного кино. Возможно, для постановки лучше бы подошёл формат сериала.

Но и это предположение небесспорно. Ведь «Наполеон» Скотта больше напоминает дорогое документальное кино, нежели выдержанное художественное произведение. Отстранённая режиссура и скачущий галопам по Европам сюжет не позволяют сконцентрироваться на чём-то одном, распыляя внимание зрителя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here