17-летняя старшеклассница Судзумэ Ивато в детстве потеряла любимую маму, со смертью которой так и не смирилась. Сейчас она живёт в регионе Кюсю вместе с тётей, её ежедневный быт ничем не отличается от сверстников. Но как-то раз она встречает странного молодого человека, который ищет некое заброшенное место, где должна находиться очень важная дверь. Рассказав ему, что в округе есть один опустелый курорт, Судзумэ решает проследить за юношей и видит, что посреди руин действительно стоит одинокая дверь.

Так в её размеренную жизнь врываются сумасшедшие приключения. Таинственная дверь оказывается одним из порталов, через которые в наш мир проникает Зло, а парень, представившийся Сотой, бегает по стране и закрывает их волшебным ключом. Волею судеб (и магии) дух Соты оказывается запертым в детском стульчике, что достался Судзумэ в память о маме, и теперь школьнице придётся самой взять на себя роль спасительницы мира.

При всех своих талантах выдающегося художника-аниматора, Макото Синкай не всегда пользуется популярностью у любителей аниме, поскольку его часто критикуют за увлечение формой в ущерб сюжету и персонажам. Глядя на его ранние работы, с этим отчасти можно согласиться, но поэтично настроенный зритель заметит, что фантастическая красота картинки и скрупулёзная детальность рисунка у Синкая играют вполне самостоятельную роль, благодаря чему даже самые спорные сюжеты наполняются особой возвышенностью и магией.

«Судзумэ закрывает двери» – классический образчик его особого почерка, который так любят фанаты и критикуют недоброжелатели. Посему последние вполне могут прервать чтение рецензии на этих строчках и благополучно пропустить просмотр, поскольку Синкай остался верен себе и вновь поведал о любви, магии и чудесах в обрамлении сказочно красивых облаков и ультрареалистичных задников.

Поклонники творчества режиссёра знают, как сильно он озабочен глобальными катаклизмами. В «Твоём имени» главной разрушительной силой была комета, в «Дитя погоды» нашему миру угрожала смена климата и наводнение. В «Судзумэ» Синкай захотел рассказать о следах, которые природные катаклизмы оставляют в его родной стране.

Идея фильма зародилась во время турне Синкая по Японии, когда он давал интервью о своих предыдущих картинах. Он говорил: «В Японии принято проводить jichin-sai, церемонию закладки фундамента перед началом строительства нового здания, но мы ничего не делаем, когда покидаем дома». Режиссёр обратил внимание, что увеличение количества стариков и снижение рождаемости приводят к росту заброшенных и пустующих территорий. Это стало для него источником вдохновения, ему захотелось написать историю о трагизме пустынных мест, заодно вспомнив о Фукусиме, Токийском землетрясении и оползнях на острове Кюсю.

Идея о том, что покинутые людьми здания продолжают жить своей жизнью, действительно обладает мрачным поэтическим очарованием и глубокой грустью, что недавно пытался развить Хироясу Исида в аниме «Плавучий дом». Синкай также хорошо чувствует интерес людей к заброшкам и потому ловко использует магию подобных мест, обнаруживая красоту даже в разрушении. В эстетизации урбанистического упадка он находит тоску по безвозвратно ушедшим временам, признаки безжалостной сути времени. В то же время в поросших травой некогда жилых постройках он видит объекты для медитативной созерцательности.

Синкай остаётся верен себе, когда сталкивает противоположности. Этим он олицетворяет дух и менталитет прекрасной и мудрой Японии, которая с лёгкостью верит в духов и волшебные сказки, позволяет ужиться старине и опережающей эпоху современности, старым традициям и новомодным тенденциям. В «Судзумэ» на смену почти античному благородству поросших травой руин приходят сияющие небоскрёбы и кипящие энергией мегаполисы, а в мир смартфонов и социальных сетей непринуждённо врываются драконы и языческие боги ками.

Именно это уникальное сочетание старого и нового, что сосуществует во взаимном уважении, помноженное на трагедию поколений, переживших ряд серьёзных катастроф, превосходно улавливает Синкай. Даже сценарные огрехи пасуют перед сокрушительной красотой кадра и гуманистическими посылами.

Что несколько отличает «Судзумэ» от остальных работ постановщика, так это мотивы роуд-муви, фильма-путешествия. Надо сказать, смотрится это очень свежо, разнообразно и позволяет лишний раз продемонстрировать любовь Синкая к родным краям, которую он каждый раз стремится выразить торжеством визуальной формы.

Глядя на начальные сцены, мгновенно вызывающие в памяти «Твоё имя», можно пожурить автора за самоповторы. Но даже если они есть, их хочется рассматривать скорее как дань уважения поклонникам, которые жаждут видеть в фильмах любимого режиссёра именно те мгновения прекрасного, благодаря которым их хочется пересматривать снова и снова. Придраться можно, пожалуй, лишь к сценарию, который на сей раз выглядит несколько линейным и не столь продуманным, как в предыдущих работах Синкая.

Говорят, поначалу он планировал снять роуд-муви о путешествии двух подружек, но студия настояла на классической романтической линии. Поэтому именно этот аспект оказался кондовым и неожиданно одномерным, словно отработанным для галочки. Сота слишком быстро становится деревянным (во всех смыслах) и в виде ожившего стула представляет гораздо больше интереса. А его друг Серидзава при всём своем обаянии и любопытном бэкграунде слишком быстро забывается и оставляет в полном недоумении относительно цели своего пребывания в сюжете.

Однако на фоне схематичной любовной линии разительно выделяются темы, которые Синкаю действительно интересны и потому преподносятся с особой жизненной силой. Боль потери, горе одиночества, страх перед глобальными событиями и принятие неизбежного – всё это звучит в полный голос благодаря отлично прописанному образу Судзумэ. В отличие от объекта своей страсти, девушка оказалась прекрасным полнокровным персонажем, в ней сочетаются энергия и самоотверженность молодости, типично женская тёплая доброта и жертвенность, решительность и авантюризм.

Не менее ярко продуман образ тёти Судзумэ – молодой женщины, пожертвовавшей личным счастьем ради воспитания племянницы, внезапно превратившейся в приёмную дочку. Обилие тонких деталей моментально делает их живыми, особенно тогда, когда они в сердцах говорят друг другу обидные слова, не притворяясь идеальными.

Возможно, кто-то скажет, что Синкай уже не тот, а однотипные красоты могут утомлять. Но режиссёр продолжает творить прежде всего для своего зрителя, ведь «Судзумэ» предназначена в первую очередь для него. Именно тот, кто знает, что нужно искать в работах Синкая, и куда смотреть, увидит, что ювелирный рисунок становится частью режиссёрской души, а слабые драматургические места с лёгкостью маскируются сильными.

Ведь, помимо всего прочего, это кино – ещё один способ сказать «люблю» родине и поклониться ей, пережив вместе с ней все трудности, горечи и радости, а также стремление побудить зрителей поддаться желанию увидеть все запечатленные им места воочию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here