«Тайлер Рейк 2» – это классический боевик, сюжет которого умещается в пару предложений. Рейк чудом оправляется от не совместимых с жизнью травм, полученных в первой части. Не успев полностью восстановиться, он принимает новое задание по спасению: вытащить из грузинской тюрьмы сестру бывшей жены, её сына и дочь. Миссию усложняет влиятельная грузинская мафия, способная дать отпор Тайлеру Рейку как в Грузии, так и за её пределами.

Сюжет имеет классическую трёхактную структуру. Каждый акт сопровождается разнообразной, законченной экшен-сценой: побег и погоня, оборона «осаждённой крепости», боевое состязание. При этом тяжело обвинить любой из этапов истории в затянутости.

Бешеный темп повествования, выстроенный целиком на действии, лишь периодически даёт зрителю возможность отдохнуть во время диалогов. Одна боевая сцена сменяет другую. Рейк вступает в схватку с целой толпой врагов, ввязывается в кровавую рукопашную дуэль, проходит через огонь и свинец. Сиквел обладает не хрестоматийной атмосферой американских горок, а аурой свободного падения, которую режиссер, Сэм Харгрейв, удерживает вплоть до финальной встречи протагониста с антагонистом.

Харгрейв начинал карьеру в кино как каскадёр и координатор трюков. Он работал постановщиком боевых сцен в целом ряде проектов Marvel и боевиках «Расплата» и «Атомная блондинка». С «Тайлером Рейком», вышедшим три года назад, он встал в один ряд с Дэвидом Литчем, Чадом Стахелски и Риком Романом Во, которые уделяют особую роль экшен-сценам с продуманной хореографией и минимумом монтажных склеек.

Тенденцию на минимизацию склеек в современных боевиках, заданную «Джоном Уиком», Харгрейв возвёл у себя в абсолют. В сиквеле есть 21-минутная сцена, снятая в стилистике одного дубля (похожий приём был и в первой части). На создание этого завораживающего фрагмента ушёл месяц, а швы заметны лишь при повторном просмотре.

Сценарий второй части, как и его предшественник, остаётся лишь каркасом для боевых сцен. При этом фильм старается добавить глубины персонажу Криса Хемсворта, который по-прежнему органичен в образе. Перед нами всё тот же Тайлер Рейк – мускулистый наёмник, способный расправиться с противником хоть огнестрельным оружием, хоть голыми руками, хоть гантелей. С ним сохраняется сюжетообразующая драма – смерть маленького сына. Если в первой части герой лишь страдает от этой потери, то в сиквеле он прорабатывает свою травму, погружается в мысли и пытается хотя бы частично исправить главную ошибку своей жизни.

Мотивы главного злодея, главаря грузинской мафии Зураба (Торнике Гогричиани), прописаны лучше, чем стимулы антагониста в первом фильме. Его арка выглядит законченной, но тривиальной. Проведена параллель между Зурабом и Рейком (проблема отцовства). Однако шаблонность злодея выводит этот сценарный ход скорее в ненужное усложнение, чем в категорию скрытого подтекста.

Иранская актриса Гольшифте Фарахани вернулась к роли Ники Хан, главной помощницы Тайлера Рейка. А среди новых лиц – Идрис Эльба в роли загадочного спецагента и Ольга Куриленко, играющая бывшую жену Рейка Мию. Персонаж Эльбы, ещё более таинственный, чем его культовый Джон Лютер, с высокой вероятностью станет важной частью франшизы. Также среди актёрского состава стоит отметить грузинку Тинатин Далакишвили – именно её героиню пытается вызволить из грузинской тюрьмы Рейк. Тинатин своей игрой смогла совместить образ сильной женщины и матери, готовой на всё ради детей.

Хороший подбор актёров и изобретательные бои – достоинства, которые «Тайлер Рейк 2» во многом унаследовал из первой части. Однако в одном из интервью Сэм Харгрейв отметил: «Задача сиквела – сделать фильм похожим на первую часть, но чтобы он отличался по внешнему виду и ощущениям».

При всей преемственности сиквела (от характера главного героя до традиционного для серии убийства вилами), локации второй части кардинально отличаются от первого фильма. Здесь есть и аутентичная грузинская тюрьма, и пафосный европейский небоскрёб, и уединённая колоритная церквушка. Смена локаций приводит как к естественному появлению новых контрастных декораций, так и к полному изменению цветокора и хореографии боев.

Как и все качественные боевики, выпущенные после 2014 года, «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» удостаивается сравнения с «Джоном Уиком». Однако персонаж Хемсворта во многом отличается от героя Киану Ривза. Это особенно проявляется в диалогах. В «Джоне Уике» инициаторы диалоговых сцен – второстепенные персонажи, герой Ривза в первую очередь слушатель, лишь периодически вставляющий ёмкие реплики. Рейк более открытый герой. Он может многозначительно промолчать, резко нагрубить или пуститься в около-философские рассуждения, взять инициативу диалога на себя. Цель большинства диалоговых сцен здесь – раскрыть именно главного героя, а не персонажей, которые его окружают.

И это, помимо очевидной простоты сценария, серьёзная проблема. По сравнению с первым фильмом, сиквел действительно лучше раскрывает второстепенных персонажей, очеловечивает их, вызывает у зрителя эмпатию. Однако долгоживущих среди них банально мало. Это особенно важно для фильма, который рассчитывает на успешную франшизу. Мир «Тайлера Рейка» состоит из самого героя и пары близких ему людей – нет легендарной «семьи», как в «Форсаже», команды, как в «Миссии: невыполнима», пёстрого набора второстепенных персонажей из «Джона Уика» или целой труппы актёров, как в «Неудержимых».

При этом по схеме легендарного дуэта («Смертельное оружие»), «Тайлер Рейк 2» тоже не пошёл, потому что героиня Фарахани хоть и важная, но исключительно второплановая. Поэтому перед уже анонсированной третьей частью франшизы стоит серьёзная задача – создать мир вокруг Тайлера Рейка.

В целом сиквел удался. Это крепкий представитель жанра, который сохранил все достоинства первой части и отполировал большинство минусов. Фильм отлично работает как аттракционное кино. Не претендуя на глубину сюжета и излишний пафос, продолжение «Тайлера Рейка» способно удивить любителей боевиков бодрым экшеном и проработанной визуальной составляющей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here