Создавать «Аю и ведьму» Горо Миядзаки начал с подачи отца, Хаяо. Потому что, видимо, экранизация работ Дианы Уинн Джонс должно было стать делом наследственным. Однако Горо трудился над лентой с группой молодых аниматоров и говорил, что «совсем не советовался со стариками». А заодно упомянул, что он единственный на Studio Ghibli знает, как работать с трёхмерной графикой.

История рассказывает о непоседливой девочке Ае, которую, ещё будучи младенцем, мать-ведьма оставила на пороге приюта. Однако в учреждении Ая росла ребёнком вполне счастливым. Беда пришла от внезапно появившихся приёмных родителей – ведьмы Беллы Яги и демона Мандрагора. Первая нещадно эксплуатирует девочку, но та готова с этим мириться, если её научат ведьмовскому мастерству.

Сложно понять, сколько сюжета стоит дать для затравки. Дело в том, что событий за почти 80 минут происходит не слишком много, плюс история явно незаконченная. Это было бы приемлемо для пилота сериала. Но в рамках художественного фильма такая обрывистость в основной и второстепенных линиях вызывает чувство, что тебя ограбили – пообещали какое-то развитие сюжета, а после просмотра ты словно получил меньше, чем было до.

Одно дело – если бы персонажи вызывали какой-то интерес и продолжения действительно хотелось. Но они в лучшем случае нормальные. Ая на словах может показаться испорченным ребёнком. Но по поступкам вполне обычная, адекватная девочка. Так что проблема разве что в несоответствии реплик с действиями. Это можно отнести и к приёмным родителям: они вроде как должны источать угрозу, но её особо не ощущаешь. Сложно назвать местную драматургию плохой. Никакие её элементы не раздражают. Проблема как раз в том, что здесь ничего не вызывает особых эмоций.

Заметно более недоделанной ощущается визуальная часть. У Ghibli уже был опыт с трёхмерной графикой в сериале «Ронья, дочь разбойника». Но там куда больший акцент сделан на стилизацию под двухмерную картинку – то, что называют сел-шейдингом. Здесь же персонажи сохраняют дизайны, схожие с предыдущими работами студии, но те полностью переведены в трёхмерные модели.

Результат получился очень неоднородным. Если искать пример среди других мультфильмов, то в первую очередь на ум приходит что-то вроде «Дома-монстра». И то на фоне этой картины 2006 года «Ая и ведьма», носитель звания участника программы Каннского кинофестиваля 2020 года, заметно проигрывает. Куда больше фильм похож на то, что мог сделать аниматор-любитель в домашних условиях. Если бы сказали, что это действительно труд одного человека в перерывах от работы и семейных дел, в это легко можно было бы поверить.

И всё же определённая компетенция моментами просвечивает. То свет на удивление хорошо упадёт, то кот, всё время бывший лишь гладким комком полигонов, в одной сцене сверкнёт шерстяным покровом. И от таких удачных мелочей общее недоумение от визуального ряда скорее растёт. Хуже всего дело с причёсками. Они пытаются передать пышность волос, оставаясь невероятно пластмассовыми, отчего глаз о них царапается чуть ли не буквально. В 3D такое смотреть было бы больно.

Единственный полноценно хороший момент в ленте – песни. Нет, не музыка в целом (тут как будто зачастую использовали первый же вариант, пришедший в голову композитору). А именно две композиции – звучащая по ходу фильма Don’t Disturb Me и играющая на финальных титрах Atashi no Sekai Seifuku. Во всём этом полуживом фестивале уныния лишь эти мелодии приносят хоть какой-то задор. Кстати, текст к обоим песням написал сам режиссёр. А позже вышел расширенный альбом по мотивам фильма – Earwig and the Witch Songbook: 13 Lime Avenue. Если выяснится, что работа над песнями у Горо Миядзаки вызывала куда больше энтузиазма, чем над фильмом, это тоже не удивит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here