Двенадцатилетняя На Ён и её одноклассник Хэ Сон были очень привязаны друг к другу. Но их трогательная дружба внезапно прервалась, когда родители На Ён решили переехать из Южной Кореи в Канаду. Там девочка стала Норой Мун и её связь с любовью детства прервалась.

12 лет спустя, уже будучи студенткой, Нора гуляет по «Фейсбуку» и обнаруживает аккаунт Хэ Сона. Девушка связывается с ним и узнаёт, что он давно искал её, но не знал, какое новое имя она себе взяла. Молодые люди возобновляют общение по видеосвязи, вот только Нора понимает, что подросший Хэ Сон оказывается совсем не тем, кого она представляла, и со временем решает приостановить их созвоны, дабы сосредоточиться на учебе и писательской карьере.

Так проходят ещё 12 лет и Хэ Сон решает приехать в Нью-Йорк, чтобы лично увидеться с Норой, которая теперь замужем за американцем Артуром. Она вполне счастлива и совсем не жалеет о том, как сложилась её жизнь.

Глядя на режиссёрский дебют корейско-канадской постановщицы Селин Сон, которая была знакома с новой жизнью в чужой стране не понаслышке, не устаёшь поражаться тому, что для женщины это первая работа в полнометражном кино. Сон не пытается с первого же захода сотворить нечто эпическое или претендующее на звание мирового шедевра и предпочитает формат лёгкой лирической притчи, в которой сразу же заметен её несомненный талант.

Инструментарий Сон довольно прост: два главных актёра и один второстепенный, неброская сюжетная линия плюс фактура урбанистической среды в качестве бэкграунда. Но то, как она умеет рассказывать, сразу же выдаёт в ней тонкого художника, склонного к деликатности и изяществу. Это превращает достаточно простую житейскую историю в приятно-меланхоличное импрессионистское полотно.

Эмигрантский взгляд Селин Сон на происходящие в фильме события во многом определил её режиссёрский стиль, поскольку она преподносит окружающее пространство как нечто близкое и одновременно незнакомое. Сквозь её оптику бурлящая жизнь мегаполисов остаётся где-то за кадром и кажется, будто в мире не существует никого, кроме главных героев. Кипящее энергией и вечно неспящее Большое Яблоко как по мановению волшебной палочки выключает фоновые шумы до минимума, а с его просторных улиц не менее фантастическим образом исчезает людская толпа. Вселенная словно сужается вокруг трёх душ, две из которых по-прежнему смотрят на Америку глазами гостя.

И если сцены прогулок Хэ Сона (Ю Тео) по Нью-Йорку отчётливо выстроены с точки зрения туриста, то в случае с Норой (Грета Ли) это преподносится гораздо более тонко. Казалось бы, она давно уже стала американкой и с прошлым её больше ничего не связывает («По-корейски я говорю только с тобой и с мамой», – заявляет она Хэ Сону во время одной из бесед). Но в те моменты, когда девушка будто растворяется в собственных воспоминаниях, замирая посреди бесконечного движения, а камера аккуратно фиксирует моменты спокойствия и безмятежности, можно ощутить, что частичка её души по-прежнему осталась в прошлой жизни, там, на родине.

Это лёгкое, едва уловимое душевное состояние персонажей, которое порой даже трудно описать словами, превосходно рисует в кадре Селин Сон, работая не только с лицами актёров, но и с пейзажами, и даже с натюрмортами, активно полагаясь при этом на зрительскую чуткость и тонкость восприятия.

В плане сюжета и смысловых мотивов «Прошлые жизни» чем-то неуловимо напоминают «5 сантиметров в секунду» Макото Синкая – ещё одну завораживающую медитацию о любви как чувстве одновременно сильном и эфемерном.

У Селин Сон время и расстояние точно так же безжалостно разлучают людей, проверяя их связь на прочность, но итоговый выбор, сделанный каждым из героев, вовсе не становится объектом для критики. На их примере мы видим, что у каждого жизнь складывается по-своему и то, что спустя годы кому-то не удалось сохранить любовь, вовсе не означает, будто этот кто-то предал былые чувства или изменил им – просто обстоятельства, помноженные на время, сделали своё дело.

В лицах Норы и Хэ Сона мы видим, как трансформируется прежде всего сама суть любви. Для одного человека наивный детский роман оказался чем-то единственно подлинным, что проносится сквозь долгие годы и, к сожалению, уже больше ни с кем не повторится, ведь он тот самый, кто «в жизни любит только раз, а дальше ищет лишь похожих».

А для другого просто изменилось слишком многое за долгие годы: иные страны, иные города, новые знакомства, стремления и цели. Приятные воспоминания и былые связи при этом вовсе не утратили свою значимость – просто они навсегда остались в той другой, прошлой жизни.

И никто не знает, что может ждать нас в жизни новой, поскольку всё в этом мире уже давно подчинено хитрым прихотям судьбы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here