Летом 1984 года 12-летний мальчик из Турина по имени Пьетро приезжает вместе с мамой на лето в Альпы, где она арендует небольшой домик в деревне Грана. Поскольку других детей в округе нет, Пьетро заводит крепкую дружбу с Бруно, единственным мальчишкой в Гране. Хотя у Бруно есть родители, он предпочитает жить в горах с дядей и тётей, помогая им по хозяйству.

Некоторое время спустя в деревню приезжает отец Пьетро, Джованни, и берёт мальчишек с собой в горы на прогулку. Заметив, что Бруно не только ловок и силён, но и далеко не глуп, Джованни решает усыновить его, чтобы затем отправить в школу и обеспечить парню лучшее будущее. Но именно это решение станет поводом для первой долгой разлуки Пьетро и Бруно, чьей дружбе суждено пройти ряд трудных испытаний в дальнейшем.

Имя бельгийского режиссёра Феликса ван Гронингена на слуху у зрителей благодаря неплохой драме «Красивый мальчик» с участием Тимоти Шаламе и Стива Карелла. Основой для его последнего фильма «Восемь гор» послужил одноимённый роман Паоло Коньетти, а кресло режиссёра на сей раз с Феликсом разделила его супруга, Шарлотта Вандермерш, ранее принимавшая участие в написании сценария для драмы «Разомкнутый круг». Интерес к этому произведению у Феликса возник во время пандемии, когда, начав работу над сценарной адаптацией книги, он предложил жене составить ему компанию.

По словам супругов, именно парная работа позволила им воплотить задумку в точности так, как они планировали: «Мы прекрасно дополняли друг друга, видимо, поэтому всё и сработало. Это была сложная история для воплощения на экране. И по ходу дела стало ясно, что вдвоём мы справимся лучше. Четыре глаза и четыре уха действительно прекрасно повлияли на результат. Думаю, самым важным было то, что, когда я хватался за голову, Шарлотта сохраняла спокойствие. Когда Шарлотта хваталась за голову, я был очень спокоен».

Влияние этого своеобразного творческого инь-яня на происходящие в кадре события заметно невооруженным глазом. «Восемь гор» обладают удивительным балансом между суровой брутальностью и филигранной, почти хрупкой нежностью, ни разу при этом не скатываясь в банальную мелодраму или жёсткий натурализм.

Крепкая дружба двух друзей непринуждённо вписывается в картину умопомрачительно красивой пейзажной панорамы, становясь ещё одной силой природы, изменчивой, порывистой, нестабильной, но прочной и нерушимой по сути. Складывается ощущение, что за характер Пьетро отвечала Шарлотта, а Феликс, напротив, погрузился с головой в создание образа Бруно.

Пьетро представляется нам человеком, которому поначалу сложно понять самого себя: он боится превратиться в копию отца, поскольку так и не сумел найти с ним стопроцентного взаимопонимания, меняет места работы и не находит смелости реализовать давнюю мечту написать книгу. Но при этом у него доброе и любящее сердце, он всегда готов прийти на помощь, не способен забыть лучшего друга или предать его.

Бруно, с одной стороны, кажется его полной противоположностью, так как ещё с детства понимал своё предназначение и не представлял иной жизни, кроме крестьянского быта на фоне первозданных природных красот. Он молчалив, суров, зачастую груб и порой кажется даже эгоистичным. Однако этот закалённый ветрами, холодными зимами и физическим трудом человек крепок как скала, на него можно положиться и быть уверенным, что он сдержит слово при любых обстоятельствах.

Облик нелюдимого горца становится непробиваемой с виду бронёй, в глубине которой бьётся трепетное сердце, способное на любовь и нежные чувства. И даже символ его дружбы с Пьетро – каменную хижину – он восстанавливает собственными руками с помощью друга детства. В дальнейшем она станет их любимой берлогой.

Особой удачей фильма стал выбор на главные роли актёров Луки Маринелли и Алессандро Борги, поскольку они уже были хорошо знакомы, когда играли закадычных друзей ещё в 2015 году, в драме Клаудио Калигари «Не будь злым». Однако, несмотря на всех их усилия и трогательную историю в основе, подлинным главным героем картины всё-таки становится окружающий пейзаж, самым фантастическим образом запечатлённый камерой оператора Рубена Импенса и занимающий львиную долю общего хронометража.

Название книги и фильма – отсылка к концепции буддизма и древнеиндийской космологии. Согласно ей, мир состоит из девяти гор и восьми морей, конкретно – из восьми концентрических круглых горных хребтов, отделённых друг от друга восемью морями. В центре находится девятая, самая высокая гора под названием Меру. И точно так же, как Меру главенствует над остальными вершинами, природная мощь в фильме ощутимо вытесняет из кадра человеческую энергетику.

Не сказать, что взаимоотношения персонажей сильно страдают в угоду любованию захватывающей дух местностью, но несколько прямолинейная сюжетная схема однозначно пасует перед зелёными лугами, воздушными облаками на лазурном небосклоне, прозрачными озёрами и высокими склонами. Благодаря операторской оптике и режиссёрской подаче всё это царственное пространство оживает, начинает дышать и превращается в нечто почти метафизическое.

Возможно, именно поэтому в какой-то миг взаимоотношения героев начинают волновать меньше, чем созерцание столь подлинного величия, поскольку во время просмотра «Восьми гор» как никогда начинаешь ощущать себя пылинкой посреди незыблемой вечности, чем-то преходящим и незначительным.

С другой стороны, именно это противопоставление дружбы простых смертных и вселенской мощи нашей планеты придаёт картине особую силу. Пьетро и Бруно становятся не просто парой крошечных песчинок на гигантском шаре, что кружит где-то посреди вселенной. Они оказываются теми крохотными, но важными элементами, из которых строится материя человеческого мира в его лучшем понимании.

Их взаимоотношения крепки, чисты и искренни. Порой может показаться, что никому из посторонних в их мире нет места, даже если они сами решатся впустить туда кого-то. Они прежде всего дети Земли, те, кто созидает, созерцает, просто живёт и ищет свой путь, даже понимая, что в какой-то степени он давно предопределён любовью к этому воплощенному раю. Ведь какую бы дорогу ни выбрал каждый из них, ноги сами снова и снова будут возвращаться на знакомую тропу, ведомые магией восьми гор. И единственным логичным способом покинуть его навсегда станет только смерть, но её истинный горец примет с присущей ему смелостью, вручив тело и душу краям, которым он подарил свою жизнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here