Искра новой надежды

Когда Сопротивление под предводительством генерала Леи Органы (Кэрри Фишер) попадает в ловушку Первого ордена, выручить их может только бывший штурмовик Финн (Джон Бойега). Вместе с механиком Роуз (Келли Мари Трэн) он должен найти загадочного взломщика (Бенисио Дель Торо), который поможет остановить неприятеля. Тем временем Рей (Дэйзи Ридли) находит Люка Скайуокера (Марк Хэмилл). Девушка не может справиться с пробуждающейся в ней силой, и помочь ей в этом способен только легендарный джедай.

Первую часть новой трилогии «Звёздных войн» поставил опытный Джей Джей Абрамс, собаку съевший на дорогостоящих и сложных постановках (сериал «Остаться в живых», «Миссия: невыполнима 3», «Звёздный путь»). Седьмой эпизод получил смешанные, но в целом положительные отзывы. Он запомнился дословным следованием канонам франшизы, но в нём фактически отсутствовали свежие идеи. Картина Райана Джонсона – автора «Братьев Блум» и «Петли времени» – была призвана не только продолжить наработки постановки Абрамса, но и углубить их, избежав при этом всех возможных подводных камней.

С одной стороны, это получилось: история интригует, ключевые герои получают развитие, а несколько эпизодов приведут преданных поклонников космооперы в состояние эйфории. С другой стороны, все эти ходы вновь кажутся повторением пройденного. В фильме Абрамса вместо Хана Соло появился новый неустрашимый авантюрист – По Дэмерон в исполнении Оскара Айзека, Кайло Рен стал негласным наследником Дарта Вейдера, Верховный лидер Сноук – императора Палпатина, а Рей – Люка Скайуокера. В «Последних джедаях» эта параллель стала ещё отчётливее.

В этом нет ничего плохого до тех пор, пока не страдает художественная часть. К счастью, в новых «Звёздных войнах» этого не произошло. А вот смириться с обилием персонажей, многие из которых влияют на развитие событий лишь косвенно, не получается. Второстепенные герои выглядят искусственными, а некоторые из антагонистов оказываются пустыми вспомогательными функциями – их мотивация неясна, а поступки выглядят наигранными.

Но если абстрагироваться от неизбежных сравнений с творением Джорджа Лукаса и сбросить со счетов не слишком интересных второплановых персонажей, можно заметить, с каким азартом Джонсон раскрывает линии Рей-Рен, Рен-Сноук и Люк-Лея. Он наполняет кадр напряжением – тягучим и лихорадочным. Порой даже создаётся впечатление, что постановка – не эпичный блокбастер, а камерное авторское кино. Отчасти этому способствует избежавшая чрезмерного пафоса история, сосредоточившаяся на небольшой группе людей и охватывающая небольшой временной период (в этом смысле фильм походит не только на старые картины, но и на спин-офф «Изгой-один»). Однако стоит только начаться сражению – космическому или наземному, – всё мгновенно меняется, и фильм превращается в лощёный дорогой современный боевик, восхищающий картинкой и хореографией боёв.

Но, как и любая качественная картина, «Звёздные войны: Последние джедаи» концентрируются не на широкомасштабных сражениях, а на персонажах и их конфликтах: внутренних и внешних. Обращает на себя пристальное внимание герой Адама Драйвера – нестереотипный, многомерный злодей, которому создатели уготовили захватывающий духовный путь. Больше экранного времени получил По Дэмерон (его драма относится скорее к разряду трагикомических), закольцована история Люка и Леи.

Одной из главных тем ленты стала тема поиска себя. Больше всего в ней подкупает нарратив. Показывая протагонистов в неожиданном свете, жонглируя флэшбэками и отсылками к временам Галактической Империи, пуская в ход непошлые твисты, создатели заставляют поверить в возможность любого пути развития событий. Персонаж Ридли по прорисовке ни в чём не уступает Кайло Рену – это непростой герой с сильной внутренней драмой. Внутренний нерв постановки катализируется в мощном финале, когда под знакомую величественную музыку Джона Уильямса противоборствующие стороны встретятся в поединке. Отнюдь не решающем, но важном и драматическом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here