Марокко

Художественной мелодраматической картине австрийца Джозефа фон Штернберга «Марокко» исполнилось 85 лет. После её выхода малоизвестная немецкая актриса по имени Марлен Дитрих стала голливудской звездой. Достойный повод вспомнить фильм и его создателей.

Картина «Марокко» является экранизацией пьесы Бенно Виньи «Эми Жолли». Марокко, конец 20-х. Певица Эми Жолли (Дитрих) приезжает выступать в местное варьете. Вскоре красавица покоряет всех своими великолепными номерами. Богач и донжуан Ла Бессье (Адольф Менжу) быстро влюбляется в великолепную и экстравагантную Жолли и сначала предлагает ей своё покровительство, а спустя некоторое время – руку и сердце. Но на одном из выступлений певица влюбляется в молодого легионера Тома Брауна (Гэри Купер) и отвергает заманчивое предложение Ла Бессье, закрыв глаза на все трудности своего выбора.

Когда говорим «Марокко», подразумеваем бенефис Марлен Дитрих. Но фильмом, открывшим великой Марлен дорогу в Голливуд был, несомненно, «Голубой ангел» того же Штернберга. Успех фильма, снятого на немецкой киностудии Universum Film AG, был настолько оглушительным, что буквально на следующий день после его выхода на экраны (1 апреля 1930 года), Марлен Дитрих отправилась на пароходе из Бремена в Нью-Йорк, а через 7 месяцев, 14 ноября, состоялась премьера её первого американского фильма «Марокко».

Марокко

Но первые шаги Марлен в Голливуде были отнюдь не простыми. Сначала нужно было создать запоминающийся образ, который полюбят зрители, и который соответствует тамошним представлениям о голливудских небожителях.

Надо отдать должное Дитрих, которая подошла к созданию нового образа со всей присущей немцам серьёзностью и практичностью. Обсудив со Штернбергом все детали, Марлен похудела на 15 килограммов, приобретя ту стройность, что превратит Дитрих из пухлой немочки в одну из самых обворожительных актрис Голливуда. Говорят, чтобы добиться нужной формы лица (убрать выступающие скулы), она решилась на удаление четырёх коренных зубов (хотя, возможно, это всего лишь легенда). Также Дитрих изменила манеру говорить и отточила каждое движение. Сценической пластикой и мимикой актриса владела в совершенстве. Она настолько изменилась, что поразила даже собственного мужа Рудольфа Зибера.

И результат, как известно, превзошёл все ожидания. Новый облик актрисы, появившейся в «Марокко», точно соответствовал устоявшемуся киноканону. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие дуги идеального овала бровей, завораживающий блеск глаз, знаменитые впалые щёки – всё это придавало образу Дитрих необходимую утончённость и хрупкость, присущую подлинным роковым женщинам, способным как подарить счастье, так и забрать его.

Марокко

Впоследствии сама Марлен признавалась, что настоящую Марлен Дитрих создал именно Джозеф фон Штернберг. Хотя взаимоотношения Дитрих и её любимого режиссёра и Пигмалиона складывались далеко не просто. Штернберг требовал от Марлен не только блестящей игры, но порой и невозможного – чтобы она без акцента говорила на чужом языке.

Одна из первых её реплик в фильме – достаточно простая с точки зрения английского языка фраза: «I don’t need any help» (Я не нуждаюсь в помощи). Но Марлен выговаривала слово «help» очень по-немецки, приводя режиссёра в бешенство. Однажды Штернберг так замучил актрису, добиваясь нужного произношения, что та расплакалась и, убежав в гримёрку, в истерике засобиралась обратно в Германию, но вовремя поняла, что это не выход из положения. Дочь немецкого офицера умела держать себя в руках и выполнять приказы. К тому же Дитрих до конца верила в талант Штернберга, и, как оказалось, не зря.

Премьера «Марокко» в Голливуде стала настоящей сенсацией, а Дитрих моментально попала в число первых звёзд Голливуда.

Марокко

К слову, «Марокко», по задумке Штернберга, был снят сразу на двух языках – немецком и английском, тем самым сохранив ориентацию на европейскую и американскую аудиторию.

Помимо самой Дитрих, успех «Марокко» – это безусловная заслуга самого Штернберга как режиссёра, которому удалось передать атмосферу зарождающейся страсти, отодвинув сюжетные повороты на второй план. Причём особой реалистичностью ни сюжета, ни персонажей фильм похвастаться не может.

Но мастерство Штернберга позволило придать любовной истории высокую достоверность и убедительность. При этом в «Марокко» фактически нет сюжета, события развиваются достаточно медленно. Фантастичные восточные декорации, придуманные режиссёром, оттеняют игру молодых Дитрих и Купера, существующих как бы вне экрана, но несущих в себе огромный экранный магнетизм.

Марокко

Особо стоит отметить работу талантливого оператора Ли Гармеса, по указанию режиссёра снимавшего Дитрих только с одной стороны (приём, позаимствованный из фильмов с участием Греты Гарбо). Находкой Гармеса было освещение лица актрисы, которое он называл «северным светом», – основной осветитель выдвигался вперёд и вверх. В результате щёки Дитрих выглядели впалыми, веки обрамлялись тенями, а ширина носа становилась незаметной. Дитрих очень любила этот тип освещения.

Старания создателей фильма не пропали даром. «Марокко» был номинирован на четыре «Оскара» в категориях: «Лучшая актриса в ведущей роли» (Марлен Дитрих), «Лучший художник-постановщик», «Лучшая операторская работа» и «Лучший режиссёр» (Джозеф фон Штернберг). А сам фильм в 1992 году вошёл в состав Национального реестра фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Известно, что финальная сцена, где героиня сначала отдаёт честь уходящему полку и своему возлюбленному, а затем бежит вслед за ним навстречу бескрайней пустыне и неизвестности, очень нравилась самой Марлен Дитрих, и до самой старости актриса любила просматривать её дома, приговаривая: «Она прелестна, она просто неподражаема». То же самое можно сказать и об этой женщине, абсолютно уникальной и непревзойдённой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here