Маленький городок Вернон ничем не отличается от массы себе подобных, кроме одного: 35 лет назад здесь орудовал серийный убийца, зверски убивший троих подружек-старшеклассниц. Маньяк получил прозвище Sweet Sixteen Killer, поскольку каждая из девушек была убита в свой 16-й день рождения 16-ю ударами ножа. Четвертой, Пэм, повезло: она выжила и теперь грузит гиперопекой дочь-подростка Джеми, которая считает, что матушка слегка не в себе, ведь «убийца шестнадцатилетних» давно считается городской легендой.

Однако в ночь на Хэллоуин душегуб даёт о себе знать и возвращается в дом Пэм завершить начатое. Пэм погибает, и Джеми сильно переживает из-за того, что не смогла спасти мать. Но судьба предоставляет ей шанс всё исправить. При помощи машины времени, которую её одноклассница изобрела для школьной ярмарки (!), Джеми отправляется в 1987 год, дабы вычислить душегуба и спасти родительницу, к слову, оказавшуюся самой настоящей школьной стервой.

То, что традиционные слэшеры публика была уже не в силах воспринимать всерьёз, киноделы окончательно осознали ещё в середине 90-х. Тогда на свет появился знаменитый мета-хоррор «Крик», авторы которого то и дело иронизировали над происходящим, ломали «четвёртую стену» и остроумно обыгрывали клише жанра. Но даже эти приёмы зрителям со временем стали приедаться, что вынуждало кинематографистов прибегать к очередному мозговому штурму.

В 2017 году появился успешный ироничный ужастик «Счастливого дня смерти», в котором мотивы «Крика» решили совместить с канвой «Дня сурка». В результате столь эклектичного скрещивания на свет родилась диковатая, но смешная и остроумная байка про разбитную девицу, которая, умирая от рук неизвестного маньяка в маске, каждый раз обретала возможность прожить этот день заново.

Авторы «Конкретного убийцы» пошли ещё дальше и подумали: а что если убрать из этой формулы «День сурка» и добавить идеи «Назад в будущее» с обильными отсылками к комедиям Джона Хьюза?

Как только Джеми (Кирнан Шипка) попадает в 1987 год, быстро становится понятно, что это кино не совсем о поисках убийцы в маске или попытках изменить то, что предначертано. В первую очередь оно повествует о культурном шоке. «Ламповые восьмидесятые», моду на которых стали использовать почти в каждом втором фильме, здесь представлены через оптику «новой этики», чьим олицетворением выступает главная героиня.

Толерантность Джеми то и дело испытывает проверки на прочность: она не перестаёт удивляться откровенной школьной форме («почему школьницы одеты как официантки из «Hooters»?), расистским и фобным шуткам, агрессивному поведению одноклассников, шовинизму и легкомыслию. Окружающие, в свою очередь, не особо шокированы её прибытием из будущего. Этот факт вообще преподнесён максимально условно и в сложности пространственно-временного континуума никто особо не углубляется.

Другой сильный акцент сделан на пасхалки, отсылающие к молодёжным комедиям Джона Хьюза. Особенно часто режиссёр Нахнатчка Хан и сценаристы кланяются иконе 80-х Молли Рингуолд. Компания «дрянных девчонок» именует свою компанию «Молли», одевается под актрису в её различных образах, начиная с «Клуба «Завтрак» и заканчивая «Милашкой в розовом» и «16 свечами» (этой цифре вообще уделено максимальное количество ассоциаций), а сама Джеми носит фамилию Хьюз.

Но восьмидесятые, в отличие от перечисленных картин, больше не кажутся цветастым беззаботным раем, запечатлённым в целлулоиде. Это словно отправная точка, с которой начались поведенческие и этические изменения, приведшие к реалиям нашего времени.

Хотя всё это звучит многообещающе, реального удовольствия от просмотра «Конкретного убийцы» не так много. Нахнатчка Хан за годы своей карьеры чаще работала с ситкомами вроде «Трудностей ассимиляции» или «Малькольма в центре внимания» и это очень хорошо заметно в её полном метре. Мизанцсены она ставит простенько, картинка чаще выполнена в телевизионной эстетике, шутки порой бывают забавными, но в массе своей довольно беззубые и поверхностные.

С драматургическими изысками тоже не густо. В фильме почти не за кого переживать, поскольку главная героиня хоть и положительная по сценарию, но по факту в ней почти нет обаяния, а её «новоэтические» посылы к поколениям прошлого чаще всего подаются чрезмерно назойливо. Идея выставить маму главной школьной стервой а-ля Реджина Джордж из «Дрянных девчонок» – неожиданный и интересный ход, но должного развития не получает. Поскольку она, как и все её соратники, представлены не характерами, а типажами и практически никак не развиваются.

Подобный спуск ситуации на тормозах особенно кажется обидным, поскольку проведение параллелей между оболтусами из 80-х и их пятидесятилетних версий кажется темой, гораздо более интересной, чем вычисление личности убийцы (здесь вас тем более не ждут откровения).

Тем не менее, просмотр «Конкретного убийцы» вполне способен скрасить вечер выходного дня или стать достойным пунктом в списке фильмов, которые нужно посмотреть на Хэллоуин, поскольку снят он легко, динамично, весело и непринуждённо. Он рискует лишь совсем не отложиться в памяти после финальных титров, словно полуторачасовой пилотный выпуск умеренно смешного ситкома, о котором вы сразу же забыли в ожидании новых серий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here