Жизнь и времена географа Служкина

В жизни Служкина всё идёт наперекосяк: с работы выгнали, с финансами крайне туго, а тут ещё и жена отчаянно отлынивает от супружеского долга потому, что благоверный ей не мил ни в каком виде вообще. Чтобы поддержать иллюзию жизнедеятельности, Служкин устраивается учителем географии, в которой ни черта не понимает. Жизнь от этого особо не меняется, но зато перестает быть однообразной.

«Географ…» вполне может претендовать на звание самой симпатичной чернухи последних лет. Конечно, здесь хватает набивших оскомину деталей вроде обшарпанных панельных домов с незастеклёнными балконами, но всё же есть в этом тёмном царстве лучик света. Им оказывается, как ни странно, сам Служкин, который практически весь фильм упорно не просыхает. Да, Виктор тот ещё циник, пьяница и знатный разгильдяй, но при этом он умудряется оставаться благородным и вполне добродушным человеком.

Персонаж Хабенского не строит из себя благородного мстителя или очередного героя-любовника, он скорее наблюдатель, нежели наставник или обличитель людских пороков. Служкин по своей сути очень пассивен: будь его воля, он бы всю жизнь так и простоял у замершей Камы, заворожено наблюдая за тем, как волшебно тонет клочок бумаги. Виктор спокойно плывет по течению, но иногда и ему попадаются речные пороги, вынуждающие его встряхнуться и выйти из безмятежного амёбного состояния.

Хабенскому с его среднестатистической внешностью и своеобразным шармом прекрасно удаётся вжиться в шкуру угрюмого Служкина, которого без зазрения совести можно назвать воистину народным мужиком. Чудесна и молодая артистка Елена Лядова, сыгравшая его своенравную жену Надежду (похожую героиню актриса играла в нашумевшей российской картине «Елена»), а ещё стоит отметить Евгению Брик, которой досталась роль роковой немецкой учительницы. Вообще, весь состав фильма, который в основном состоит из молодых исполнителей, получился очень ярким.

Сама лента пропитана скорее надеждой, нежели чёрной безысходностью, а потому вся эта знакомая унылая действительность с её серыми пейзажами пробуждает теплоту, а не отвращение. Примечательна начальная сцена картины, в которой один из пассажиров электрички поёт песню Валерия Кипелова «Я свободен»: эта композиция в какой-то степени характеризует самого Служкина, свободного и в то же время потерянного русского созерцателя.

Вердикт: душевное житейское кино про то, как важно оставаться человеком при любых жизненных обстоятельствах.

Для глаз
Для мозга
Для сердца

6

7

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here