Изгой

Начинающий писатель Джером Сэлинджер (Николас Холт) поступает в Колумбийский университет, где шефство над ним берёт Уит Бернетт (Кевин Спейси). Одновременно с этим публицист влюбляется в дочь лауреата Пулитцеровской премии Юджина О’Нила, очаровательную старлетку Уну (Зои Дойч). Мало-помалу новеллист добивается признания, но обстоятельства оказываются против него – молодой человек отправляется на фронт Второй мировой войны.

Байопик о знаменитом писателе – режиссёрский дебют актёра и сценариста Дэнни Стронга. Американец известен по текстам к двум заключительным частям «Голодных игр» и ролям второго плана в «Плезантвиле», «Дворецком» и в сериале «Безумцы». Скрипт «За пропастью во ржи» Стронг написал вместе с новичком Кеннетом Славенски. Учитывая отсутствие необходимого опыта у кинематографиста, а также сложность исходного материала (Сэлинджер слыл фигурой противоречивой, а его жизнь можно было сравнить с полётом – опасным, но вдохновенным), ожидалось, что основные проблемы ленты сосредоточатся в сценарии.

Отчасти это так, но главная неудача фильма – сюжет и режиссура. Для произведения были выбраны не самые интересные эпизоды из биографии писателя. Некоторые моменты, как, например, разговоры Сэлинджера со своим литературным агентом, утяжеляют повествование, тогда как о других (взаимоотношения главного героя с отцом, не признающим выбранной сыном профессии) говорится вскользь. Стронг скачет галопом по Европам, то наседая на сантименты (любовная линия Джерома и Уны), то скатываясь в заунывную драму (скупо показанная война или трудности автора с самоидентификацией). Постановщик проводит знак равенства между Сэлинджером и Холденом Колфилдом, начиняя постановку не совсем нужными отступлениями (встреча писателя со своими рьяными, обезумевшими фанатами), превращая героя не просто в жертву своего таланта и нонконформиста, но также в маргинала, в наспех сколоченную куклу с завышенным эго и отсутствием самоконтроля.

Ни один из показанных конфликтов не выглядит состоятельным в контексте рассказанной истории, ни один из них не оказывается законченным. Сначала кажется, что фильм сосредоточится на трагической любви персонажей Холта и Дойч или попытках обрести известность, но очень скоро внимание переключается на военный период жизни писателя, повлёкший за собой продолжительную борьбу с посттравматическим синдромом. Затем режиссёр вспоминает про сложные отношения Джерома с отцом, а после вновь переключается на творческий путь Сэлинджера.

В итоге самой интересной оказывается тема взаимоотношений писателя с Уитом Бернеттом. Холт и Спейси отлично разыгрывают сцены между одарённым учеником и взыскательным учителем, осознавшим, но до конца не смирившимся с собственным писательским забвением. В столкновении двух сильных характеров чувствуется эмоциональный надрыв. Кевин Спейси выдаёт блистательную игру, которая неожиданным – и весьма прискорбным – образом пересекается с его судьбой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here