Матч поинт

Оглядываясь на десять лет назад, во времена, когда Вуди Аллен переехал в Англию, нельзя было и подумать, что воспетый им и окрашенный философскими разговорами «в камеру» Нью-Йорк был оставлен в одиночестве, после всего произошедшего между ними. Ведь именно в нём он поставил десятки картин, встретил и снял в 13 фильмах свою гражданскую жену – Мию Ферроу, да и немногим прославился на весь мир благодаря оскароносной «Энни Холл».

Но эта взаимная любовь с городом даёт слабину первый раз в начале фильма «Манхэттен», в котором алленовский герой говорит: «…трудно жить в обществе, оглушённом наркотиками, громкой музыкой, телевизором, преступностью; утопающем в собственных отбросах». В том же фильме Аллен, играя сам себя, грубо критикует равнодушное отношение общества к наркотикам (в «Энни Холл» его герой лишь иронично чихает на кокаин за две тысячи фунтов); уличные споры о кьеркегоровском пессимизме и введение «закадрового смеха» в ситкомы развило непонимание в отношениях режиссёр – американский зритель.

Прошла пора подражания бергмановской манере съёмки, постельных сцен с Дайан Китон, а также разговорах о смерти с (как Вуди сам называет психолога) «аналитиком». Аллену была необходима новая манера передачи мысли, режиссёрской подачи привычного для него сатиричного «театрализма».

Матч поинт

Подача нашлась и была отбита, но уже британской ракеткой, и удар получил название «Матч поинт». Скорее это даже рикошет, ведь мотивы снять драйзеровский детектив на тему душевного раскаяния героя после совершённого преступления были отражены у Вуди Аллена ещё в «Преступлениях и проступках» (1989), а обыгрывание Достоевского можно найти в его картине «Любовь и смерть»; герои «манхэттенских» картин часто обсуждают или спорят о Фёдоре Михайловиче (герой «Матч поинта» Крис, в исполнении Джонатана Риз-Майерса, в кадре читает «Преступление и наказание»). Видимо, та теннисная партия, которую Китон с Алленом играли в «Энни Холл» закончилась попаданием мяча в сетку, что навело последнего на размышления о теории вероятности, роли случая в жизни человека, – с чем он и снял двухчасовой драматический триллер.

«Матч поинт» открывается сценой на теннисном корте. Крис Уилтон, теннисный тренер, в прошлом известный игрок, знакомится за игрой с Томом Хьюитом, представителем аристократичной английской семьи. Крис по-драйзеровски пробирается в обществе «через тернии к звёздам»: женится на сестре Тома – Хлое, благодаря чему получает работу в крупной фирме отца Хьюитов. Познакомившись с невестой Тома, Нолой Райс (Скарлетт Йоханнсон), Крис поддаётся страсти, толкающей его на измену, – которая впоследствии и натянет сетку эмоционального напряжения фильма, а позже заставит мяч удариться о неё, а зрителя – лишь догадываться, в какую сторону тот упадёт.

Матч поинт

«Матч поинт» – первая картина алленовской британской эпохи, которая выступает как пример нового киноязыка режиссёра. Он научил своих героев «на голубом глазу» обманывать друг друга, продумывать преступления, измены. И именно на такой душевной, моральной фальши, в этом случае – Криса – Аллен выстроил художественный замысел передачи символической, философской сатиры; юмора не над личностью, а над человечностью. И если «манхэттенские» сцены могли строиться лишь на спорах о литературе, то в «Матч поинте» Крис увлечённо читает Достоевского, а позже воспроизводит прочитанное, – правда, черпает из книги о преступлении лишь «методы», а не выводы.

В последующих лентах, в частности «Сенсация» и «Мечта Кассандры», Аллен также выступает как автор драматического триллера – кстати, вновь используя образы и лейтмотивы всё той же «преступной» литературы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here