17-летняя Мия (Софи Уайлд) никак не может смириться со смертью матери, поскольку женщина не то случайно отравилась таблетками, не то осознанно покончила с собой, хотя видимых причин для самоубийства не было. Этот неразрешённый конфликт осложняет отношения девушки с отцом, и Мия начинает проводить больше времени в доме подруги Джейд (Александра Дженсен), мать которой принимает её как родную.

Как-то раз Мия, Джейд и её младший брат Райли (Джо Бёрд) отправляются на тусовку старшеклассников, которые снимают на видео и выкладывают в сеть одну очень странную забаву – кто-нибудь из добровольцев садится за стол, пожимает гипсовую руку и говорит «приди». В эту же секунду человек обретает связь с кем-то из мира духов, а если следом сказать «я тебя впускаю», то на определённое время тело медиума превратится в сосуд для чужих душ.

Поначалу подростки считают это крайне весёлым адреналиновым аттракционом, но слишком быстро выяснится довольно закономерная истина: игры с потусторонними силами добром никогда не заканчиваются и за легкомысленное отношение к миру мёртвых однажды придётся заплатить страшную цену.

Студия A24 (именно она занимается прокатом этого австралийского хоррора) давно ассоциируется с высокой планкой качества и открытием новых перспективных имён. Когда-то именно это и произошло с Ари Астером, чья незабываемая «Реинкарнация» стала новым уровнем для современных хорроров, одним махом обесценив все простодушные страшилки с бу-моментами и превратив их в детские сказки. Но вышло так, что почти каждый новый инди-ужастик невольно напрашивается на сравнение с картинами, подобными «Реинкарнации», и порой сразу же обрекается на поражение в этом бесславном бою.

Братья-близнецы из Австралии Дэнни и Майкл Филиппу, авторы популярного на родине YouTube-канала RackaRacka с обильным комическим контентом, к счастью, не копируют чужой почерк в своей дебютной работе, а пытаются найти свой. Для этого они используют весьма избитую, но до сих пор востребованную схему – сублимацию личного горя в форме мистических ужасов. Это беспроигрышный ход для начинающих хоррормейкеров, которые жаждут, чтобы их детище попало в пантеон новомодных «возвышенных ужасов».

Ввиду обилия восторженных рецензий хочется немного забежать вперёд и подискутировать относительно щедрых авансов, что выдали критики братьям Филиппу, так как «Два, три, демон, приди!» (боже, кто на территории РФ придумывает такие прокатные названия, учитывая удачное оригинальное «Говори со мной»?) хоть и производит нужное впечатление, но всё-таки кажется несколько перехваленным.

В своё время точно такой же эффект возымела «Улыбка» – страшилка вроде как качественная, но при внимательном рассмотрении простоватая и весьма посредственная, что не помешало ей собрать внушительную кассу и не менее внушительную прессу. Близнецы-постановщики понимают, что это их дебют, а в распоряжении более чем скромный бюджет и потому им придётся держать зрительское внимание на собственной изобретательности. А это получается не всегда, даже с учётом того, что кино длится всего полтора часа.

Поскольку такое направление ужасов, как история о привидениях пополам со спиритическими сеансами, уже давно и уверенно вытоптано, эта картина чего-то радикально нового не привносит. Драма главной героини, призванная выступать одним из важных нервов всей истории, выглядит вторичной и тормозит действие, поскольку практически все сцены с почившей мамой кажутся пережёвыванием однотипных эмоций и лишь доливают нужной воды, чтобы развести экранные события до необходимого объёма.

Все страхи зумеров, по мнению Филиппу, упираются в одну и ту же фобию – боязнь взглянуть в лицо своим кошмарам, от которых тинейджеры стараются убежать до последнего, предпочитая скорейшему разрешению конфликтов мучительную прокрастинацию. Именно это, как и явный недостаток идей, говорит о том, что братья обладают талантом, но в их случае он пока ещё шагает рука об руку с дилетантизмом. Это не даёт потенциалу истории раскрыться как следует и оставляет интересные линии в недостаточно развитом состоянии.

Что режиссёрам определённо удаётся, так это ловко воссозданный подростковый микромир с тягой к опасностям с точки зрения юношеского бунтарства, прикосновения к запретному в обход родительских и моральных «блокировок». В этом плане очень показательна сцена, когда сеанс любительского спиритизма оборачивается комическим фарсом, который через пять минут будет превращён в хайп-контент для «Тик-тока». Желание тинейджеров пощекотать себе нервы и заодно выставить товарища в неприглядном виде на потеху публике подмечено очень ловко, как и сменяющая веселье жуть, приведённая в качестве отличной иллюстрации наказания за беспечность и лихую дурь.

Филиппу хотя и не дотягивают до хоррор-образов тоже же Астера или Джордана Пила, чтобы сделать их максимально запоминающимися. Однако ту самую гипсовую руку, внутри которой якобы спрятана настоящая конечность какого-то чернокнижника, они преподносят грамотно, словно эффектный и действительно жуткий арт-объект. Не в последнюю очередь этот мрачный шарм обусловлен ореолом недосказанности, царящим вокруг артефакта, поскольку элемент таинственности всегда работал в случае с образами самых знаменитых киноманьяков. А учитывая обещанные приквелы и сиквелы, эта аура вскоре быстро разрушится сочинёнными легендами.

В их пользу также говорит умение распоряжаться небольшим бюджетом и создавать в ограниченных условиях весьма впечатляющие практические эффекты. Отсутствие возможности задействовать дорогую компьютерную графику или особо сложный практический грим для авторов не помеха – на выручку приходит изобретательно движущаяся камера и глубокий басовой саунд, когда от звуков ударов тел о стену сотрясаются не только стены кинотеатра, но и собственные поджилки.

Филиппу умеют вовлекать зрителя в воссозданный ими на экране шаманизм с погружением, причём настолько, что перестаёшь замечать недосказанности, нестыковки и натяжки, переосмысляя увиденное лишь после просмотра, а не во время. Жаль лишь, что динамику у них не всегда получается выстроить по нарастающей – ближе к финалу картина фиксируется на страданиях Мии, которые лишь вставляют бойкому и пугающему сюжету палки в колеса.

P.S. Маленькая ремарка по поводу русского дубляжа: уважаемые переводчики, если вы так сильно хотите подражать современному молодёжному сленгу, поинтересуйтесь актуальными речевыми оборотами, используемыми в подростковой русскоязычной среде, чтобы фразы с экрана впредь не звучали так дико и искусственно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here