Овдовевший бывший моряк Лонгрен (Иван Переверзев) воспитывает дочь Ассоль (Анастасия Вертинская). Соседи относятся к ним с открытой неприязнью, считая семью нелюдимой и злой. Жизнь девочки далека от идеальной, но в один прекрасный день Ассоль встречает странного старика. Тот предсказывает ей, что однажды она встретит прекрасного принца, который прибудет к ней на большом красивом корабле с алыми парусами и увезёт её в дивную страну под названием Любовь.

Став со временем символом молодости, незамутнённой любви и всепоглощающей веры, «Алые паруса» оставили след в современной культуре нашей страны. Помимо классического фильма 1961 года появились и другие экранизации романа. Это и картина Бориса Степанцева, вышедшая в 1982 году и выполненная при помощи экспериментальных методов съёмки, и украинский мини-сериал («Правдивая история об Алых парусах», 2010), и американская короткометражка, датированная 2012 годом. Помимо этого книга стала источником вдохновения для разнообразных спектаклей, опер, мюзиклов, балетных постановок, всевозможных песен и музыкальных зарисовок, а памятники в честь Грэя и Ассоль установлены в нескольких городах России. Кроме того, широко известен ежегодно проводимый в акватории Невы колоритный праздник выпускников петербургских школ, одно из главных блюд программы которого –торжественный проход корабля с алыми парусами, сопровождаемый красочным фейерверком.

Алые паруса

Однако путь на большие экраны для творения Александра Грина оказался тернист. Когда стало известно, что за экранизацию романа возьмётся Александр Птушко («Садко», «Сказка о потерянном времени», «Руслан и Людмила»), в среде государственных управленцев, во многом контролировавших тогдашний советский кинематограф, начались жаркие дебаты. Многие чиновники не были уверены, что режиссёр потянет историю и снимет тот фильм, который в конечном итоге они хотели бы увидеть. Компромисс нашли, когда фильму присвоили самую низкую – третью – категорию, что означало – финансирование будет произведено в минимальном объёме. Это, однако, не остановило опытного кинематографиста, не понаслышке знакомого с постановкой киносказок, ведь к тому времени за спиной Птушко уже были и «Золотой ключик», и «Каменный цветок», а также «Илья Муромец» – первый советский широкоэкранный фильм – и другие подобные ленты. Потому он с нескрываемым воодушевлением принялся за сложную, но увлекательную новую работу.

Начался долгий подготовительный период. К съёмочному процессу готовились целый год, а среди основных претендентов на главную женскую роль числилась Людмила Гурченко. После изматывающих и мучительных проб в качестве Ассоль актёрской труппе была представлена малоизвестная молдавская актриса Маркач. Но волею судеб сыграть в фильме Птушко ей не удалось. Роль перешла к дебютантке Анастасии Вертинской («Человек-амфибия», «Гамлет», «Война и мир») – на тот момент застенчивой шестнадцатилетней девушке. Она так впечатлила режиссёра своей естественностью и невероятным обаянием, что никого другого в этом образе он уже не видел. Василию Лановому («Анна Каренина», сериал «Дни Турбиных»), который был старше Вертинской на десять лет, отошла роль другого главного героя – Артура Грэя.

Алые паруса

Добавил проблем команде киноленты поиск локаций для съёмок. Бригада Птушко побывала в Прибалтике, в Краснодарском крае, на Кавказе. Но нигде не было подходящих пейзажей, ни одно из мест не устраивало режиссёра. Тогда решили снимать в Крыму, в Коктебеле. Специально для фильма был отстроен небольшой посёлок, который сыграл роль Каперны – вымышленной деревушки из книги. Воронцовский дворец в городе Алупка превратился в фамильный замок семьи Грэй. Также производственный этап «Алых парусов» прошёл в Ялте, которая превратилась в город Лисс, а ещё несколько эпизодов, включая совместные сцены героев Ланового и Вертинской, были отсняты в Абхазии. Кроме того, потребовалось посещение Баку, в котором прошли комбинированные съёмки.

Так как об использовании компьютерной графики в шестидесятые нельзя было и помыслить, снимали на натуре, потому логичным стал вопрос об использовании в картине кораблей. Все морские судна в фильме настоящие. Специально для него была использована баркентина «Альфа». А материалом для парусов галиота Грэя стал шёлк, из которого в то время делали пионерские галстуки. Птушко не помнил себя от радости, когда появилась такая возможность. Но первоначальный энтузиазм постановщика сменился разочарованием, когда стало понятно, что паруса – алые, как кровь – в кадре приобретают кирпичный оттенок. Тогда на камеру установили несколько специальных светофильтров.

В прокате «Алые паруса» ждал ошеломительный успех. Только за первый год фильм Александра Птушко собрал у экранов более 23 миллионов зрителей. Основанный на романе Грина фильм довольно точно следует сюжету первоисточника. В нём мы видим и трогательную историю доброй девочки Ассоль, сохранившую, несмотря на все тяготы и лишения, веру в чудо, и становление Грэя, меняющего личину избалованного принца на облик отважного мореплавателя – настоящего мужчины. В ленте нашлось место и не самым простым – в первую очередь для сказочных героев – моральным дилеммам. Например, отчаянный поступок Лонгрена обусловлен развитием персонажа, как и последовавшие за этим муки совести бывшего мореходца. Действия героев отражают их характеры – пусть во многом и упрощённые, схематичные.

Алые паруса

«Алые паруса» Александра Птушко – это фильм о силе веры, пленительных мечтаниях, дарующих то самое ощущение детской непосредственности и юношеского максимализма, когда мир вокруг всё ещё кажется томительно неведомым, но уже соблазнительно-прекрасным, полным невероятных чудес. В таком фантастическом месте зло непременно наказуемо, счастье – неминуемо, а после занавеса непременно следует надпись «…И жили они долго и счастливо». Картина – законченное и целостное полотно, не только дань уважения таланту Александра Грина, но и отличное подростковое кино, уместное, впрочем – в качестве эмоционального раздражителя, – и для более взрослой аудитории.

Органичны ведущие актёры. И Василий Лановой, который к моменту выхода фильма в прокат был уже известным и умелым артистом, и юная Анастасия Вертинская, которой затем суждено будет сыграть в нескольких крупных советских кинопостановках, отлично смотрятся вместе и порознь. Однако на фоне ведущих актёров контрастирует игра актёров второстепенных. Иногда даже создаётся впечатление, что персонажи некоторых исполнителей (Ивана Переверзева и других) попали в «Алые паруса» из другого фильма. Из одетого с иголочки симфонического оркестра Птушко откровенно выпадают литавра, тромбоны и арфа, и звучания в унисон не получается. Тем не менее, помарки эти слышны лишь уху бывалого концертмейстера.

Алые паруса

Также нельзя не заметить, что хоть Птушко и следовал сюжетной линии исходного романа, его атмосфера была если не утеряна, то уж точно изменена. Вместо магнетически-завораживающей сказки мы получили мелодраматическую аллюзию на неё, впрочем, совершенно не лишённую романтического очарования. За очевидные плюсы ленты выступает картинка, совершенно волшебная для того времени. Полутона и цвета подобраны идеально: так, разгневанное море становится одним из действующих лиц постановки, а девственная природа, величественные морские судна, ослепительные дворцы создают волшебный фон.

Но всё же главная изюминка полотна – вера в исполнение мечты. Работа Птушко – своего рода лакмус на циника. Ведь, несмотря на приторность истории Ассоль и Грэя, на нереальность повести, «Алые паруса» сделаны с оглядкой на настоящий мир. Мир, в котором находится место любви и ненависти, правде и лжи, добру и злу, состраданию и жестокости, бескорыстию и алчности, а также людям, способным идти вперёд наперекор любым невзгодам и преградам – навстречу заветной мечте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here