17 октября 2013 года на американском канале The CW Television Network (совместное предприятие CBS Corporation и Warner Bros.) стартовал исторический фэнтези-сериал «Царство» (Reign), посвящённый юным годам шотландской королевы Марии Стюарт.

На сегодняшний день это первый американский сериал, целиком и полностью снимающийся в Европе. Слоган «Царства» гласит «Любовь – самая опасная вещь», тем самым указывая на основную интригу – личную жизнь будущей королевы. Главные роли доверили малоизвестным и начинающим актёрам. Австралийке Аделаиде Кейн досталась роль Марии; молодой английский актёр Тоби Регбо исполнил роль дофина Франциска, жениха Марии; канадцу Торрансу Кумбсу, известному по роли Томаса Калпепера в «Тюдорах», выпала роль незаконнорождённого сына короля Себастьяна (Бэша).

Действие сериала начинается с прибытия Марии во Францию в сопровождении своих фрейлин с целью знакомства с будущим супругом, принцем Франциском, сыном короля Генриха II, их брак нужен для укрепления политического союза между державами. Но принц явно не заинтересован в этом союзе и всячески пытается ему помешать, так как уже увлечён одной из дворцовых красавиц. Помимо всех интриг и заговоров на политическом уровне, со стороны противников свадьбы, незаконнорождённый сын короля, Бэш, также принимает меры, чтобы разбить пару помолвленных – Марии и Франциска. Добавим к этому суеверия, магию, призраков, предсказания Нострадамуса, зачарованный лес и чарующий замок и получим молодёжный, стилизованный под Средневековье поп-проект. При этом стоит отметить, что после пилотных серий мнения американских телекритиков разделились. Одни утверждают, что это очередное развлекательное ТВ-шоу, интересное прежде всего современной аудитории, скроенное по материалам «Тюдоров» и «Игры престолов», эдакий фанфик для любителей альтернативного и нескучного изложения истории.

Особым минусом противники сериала отмечают акцент создателей на современной моде и подростковой музыке, мелодраматическом сюжете с любовным треугольником (Мария-Франциск-Бэш), скатывающимся в мыльную оперу в исторических декорациях. В общем-то, создатель сериала в лице мистера Лори МакКарти не раз заявлял, что он выбрал историю Марии Стюарт из-за насыщенной любовной жизни королевы, сердечные привязанности которой сначала возвысили её, а затем лишили короны, свободы и жизни. По мнению МакКарти, подобный сюжет «достаточно сексуален» и, следовательно, представляет интерес для современной телеаудитории.

Защитники серила, напротив, считают, что за полуфантастическим переосмыслением жизни молодой королевы угадывается извечный архетип сказочной принцессы и исполнения её желаний, пускай и в фэнтезийном ключе. Сердце Марии в данном случае – это не только борьба её чувств, стремлений, характеров, но и поле битвы светлых и тёмных сил. Сама Мария выступает эдаким шотландским лучом света в тёмном французском царстве извечных сплетен и интриг. А отказ от нарочитой достоверности и обличение её истории в сказочную форму даёт возможность глубже исследовать тайны женской души, используя магические ключи. И хотя доподлинно неизвестно, прибегала ли сама королева к магии и колдовству в реальной жизни, но, как и все шотландцы, верила в мифы и легенды своей страны и для своего времени была особой необычайно суеверной, окружала себя всевозможными амулетами и простыми вещами, якобы приносящими удачу и хранящими от дурного глаза.

Достаточно вспомнить отношение королевы к шотландскому камню Судьбы – как и древние скотты, Мария верила, что в момент коронации эта реликвия передаёт новому монарху силу его предшественников, поэтому неудивительно, откуда в сериале взялись пророческие видения королевы. Какую сторону критиков, в конце концов, принять, решать как обычно зрителям. В любом случае сериал «Царство» интересен уже сам по себе как первая в истории попытка экранизации периода юности и становления знаменитой королевы-шотландки.

Наиболее известные на сегодняшний день попытки перенести жизнь Марии Стюарт на экран сводились к показу знаменитого противостояния двух королев – Елизаветы I и Марии, закончившегося казнью последней. Достаточно вспомнить фильм 2007 года «Золотой век» (Саманта Мортон – Мария, Кейт Бланшетт – Елизавета). Четырёхсерийный телепроект 2004 года «Заговор против короны» с Клеманс Поэзи в главной роли. Канонический фильм-биографию с Ванессой Рэдгрейв «Мария Стюарт» режиссёра Ричарда Аттенборо. Поэтому вполне возможно, что новейшая интерпретация жизни шотландской королевы без внимания не останется.

На счету сериала уже есть американский приз «Выбор народа» (People’s choice awards) в категории любимая новая TV драма 2014 года. Съёмки 1 сезона «Царства» завершатся 15 мая 2014 года (22 эпизода), и уже известно, что телепроект продлён на 2 сезон. Создатели оказались правы – королевская сказочно-средневековая история с элементами фантастики и детектива нашла отклик в сердцах зрителей, о чём свидетельствуют неплохие телерейтинги. В конце концов история жизни самой известной шотландской королевы Марии Стюарт заслуживает отдельного кино- или теле-воплощения. А совсем недавно стало известно, что в Швейцарии почти закончены съёмки ещё одной картины «Мария, королева Шотландская».

Известно, что фильм снят по мотивам романа Стефана Цвейга «Мария Стюарт». Сюжет охватывает период жизни Марии с ее французской юности и до начала английского плена. В центре внимания – личная драма героини, её чувства, страсти и любовные отношения. Ведь как писал наш соотечественник поэт Валерий Брюсов в стихотворении «Мария Стюарт»: «Ты страсти жаждала, как неба жаждут птицы, / Вся подчинялась ей, тонула в ярких снах, – / И слышала в ответ название блудницы, / И твой возлюбленный погиб в твоих руках». Стоит ли удивляться, что кинематографический интерес к одной из самых незаурядных и страстных женщин-королев своей эпохи проснулся с новой силой именно в наше с вами время.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here