В августе 1897 года к берегам Англии штормом прибивает торговый корабль «Деметр». Среди его обломков находят судовой журнал, в котором капитан подробно изложил страшную историю, произошедшую на борту. Месяцем ранее корабль зашёл в порт Варны за грузом для последующей отправки в Лондон. Это было несколько деревянных ящиков, наполненных землёй и отмеченных странными символами, глядя на которые местные жители наотрез отказывались помогать с его доставкой.

Волею случая на борт попадает интеллигентный темнокожий доктор Клеменс, верящий лишь в науку и считающий, что моряки подвержены глупым суевериям. Однако как только «Деметр» оказывается в Эгейском море, на его борту начинают происходить странные события и члены экипажа гибнут один за другим, поскольку в тёмных отсеках корабля прячется нечто, питающееся человеческой кровью.

Когда какой-нибудь из кинопроектов долгие годы лежит на полке, время лишь доказывает, что лучше бы он там и оставался. Перебрасывание материала со студии на студию, бесконечное жонглирование режиссёрами и актёрами, как и постоянное переписывание сценария, редко приводило к нужному результату, который в большинстве случаев оказывался вымученным и никому не нужным. Именно это и произошло с «Последним путешествием «Деметра». Его сценарий основан на одной из глав классического романа Брэма Стокера «Дракула», где рассказывалось о том, что случилось с членами команды судна, перевозившего знаменитого вампира.

Корни проекта проросли ещё двадцать с лишним лет назад, когда сценарист Брэги Ф. Шут («Время ведьм», «Клаустрофобы») познакомился с человеком, работавшим над «Дракулой Брэма Стокера» (1992). Брэги очень понравилась модель корабля «Деметр», что использовалась при съёмках одной из сцен, и он решил написать сценарий фильма, чьё действие будет разворачиваться исключительно на его борту. Для большей аутентичности Шут долго изучал детали и тонкости эпохи и в 2003 году наконец смог продать скрипт студии Phoenix Pictures, которая, в свою очередь, наняла немца Роберта Швентке в качестве режиссёра и отправила сценарий на доработку.

Процесс затянулся до 2009 года, когда на место Швентке пришел Маркус Ниспел («Техасская резня бензопилой»), но затем и он покинул проект, не дожидаясь постройки декораций. Его сменил Штефан Рузовицки («Фальшивомонетчики»), а продюсеры стали договариваться с Нуми Рапас в качестве исполнительницы главной женской роли. Австрийский постановщик начал вносить собственные правки в сценарий и даже планировал пригласить Бена Кингсли, но в итоге Рапас предпочла съёмки в более перспективном «Прометее» Ридли Скотта, а Рузовицки занялся режиссурой «Чёрного дрозда».

Студии планировали закрепить должность режиссера за Дэвидом Слейдом и Нилом Маршаллом, в списке актёров хотели видеть Джуда Лоу и Вигго Мортенсена, но вся эта эпопея завершилась лишь к 2019 году, когда проект окончательно заполучила компания Amblin, а постановщиком назначили норвержца Андре Эвредала («Страшные истории для рассказа в темноте», «Охотник на троллей»).

После долгих и утомительных скитаний сценарий вернулся к его изначальному создателю, Брэги Шуту, который придал ему окончательную форму в компании с Заком Олкевичем («Быстрее пули»), однако слишком долгие пертурбации со съёмками сделали своё дело. Желание Шута взглянуть по-новому на классическую историю графа Дракулы с точки зрения «Чужого», возможно, и было неординарным на стадии концепта. По факту же фильм оказался вызывающе банальной страшилкой о бегстве от чудища по тёмным коридорам, с той лишь разницей, что лабиринты мрачного космического корабля были заменены на не менее мрачные трюмы судна XIX века.

Трудно сказать, что именно там переписывали и переделывали так долго всё это время, но вывод напрашивается один: скорее всего, мало кто из продюсеров верил в жизнеспособность проекта и потому колебался с запуском съёмок. Единственное, чем фильм может похвастаться, – это неплохая атмосферная картинка, скрупулезно созданные и аутентичные декорации корабля, а также дизайн Дракулы в вампирском обличии, которого изобразили в духе графа Орлока из экспрессионистского шедевра Фридриха Мурнау «Носферату».

Порадовав зрителя живописными и даже масштабными видами Мальты, «играющей» порт болгарской Варны позапрошлого века, его быстро заключают в камерное пространство, в котором не происходит ничего, кроме медленного и очень предсказуемого истребления одного персонажа за другим. Возможно, из этого простодушного сюжета можно было бы сделать компактную и бойкую схватку не на жизнь, а на смерть, но авторы зачем-то растянули хронометраж до немыслимых двух часов.

Если в том же «Чужом» чувство опасности источали даже декорации, а каждая новая минута действия была пропитана нервом и отчаянием, то Эвредал столь тонкими режиссёрскими талантами не обладает и может лишь красиво размещать крылатого вурдалака в кадре и заставлять его выпрыгивать из тёмных углов. Понятие страшного Эвредалу не слишком близко, к тому же его рутинный подход был хорошо заметен ещё в его предыдущих американских картинах, и работа на бесконечных клише служит очередным доказательством желания продюсеров поскорее избавиться от пыльного и порядком залежавшегося материала.

Отсутствие звёзд, которые за период длительных разработок отсеивались одна за другой, также сказывается, поскольку из именитых исполнителей вряд ли бы кто-то согласился изображать столь скучные и кондовые типажи. Внимание на себе задерживает лишь Лиам Каннингэм в образе капитана; он представил своего героя одновременно суровым морским волком, эмпатической личностью и любящим отцом.

Главного героя, доктора Клеменса (Кори Хокинс), наградили столь обильным количеством положительных характеристик, что он непроизвольно начинает вызывать отторжение своей правильностью. Доктор то и дело поступает «как положено», назидательным тоном объясняет мракобесным морякам суть мира с точки зрения науки, а также умудряется вставить пять копеек про «угнетение его народа».

Образ Дракулы воплотил испанец Хавьер Ботет, сыгравший бесчисленное количество различных монстров в США и Европе благодаря своему особенному внешнему виду (актёр страдает от синдрома Марфана, из-за чего его отличают крайняя худоба и высокий рост), а грим разрабатывал Горан Лундстрём, известный работой над обликом актёров из «Дома Гуччи», но этого слишком мало, чтобы фильм мог по-настоящему напугать.

Авторы картины, судя по всему, застряли в собственной капсуле времени, из-за чего не сумели распознать актуальные тенденции в жанре и упорно не замечают, что методика устрашения сильно изменилась со времен выхода «Чужого». На этом фоне не менее нелепо и самонадеянно выглядит финал, якобы обещающий сиквел, который по понятным причинам никогда не появится на свет. Уж лучше потратить два часа на очередной пересмотр «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы, пять минут которого интереснее, сильнее и красивее двух часов «Последнего путешествия «Деметра».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here