Любовь – это неуёмная жажда обладания

Американский постановщик Пол Томас Андерсон кино снимает весьма специфическое – вроде со стороны оно выглядит как крупный голливудский студийный проект, но во время просмотра понимаешь, что это самое настоящее фестивальное зрелище со всеми вытекающими. Что примечательно, подобный подход не кажется жульничеством по отношению к поклонникам обоих направлений, вот только на широкую аудиторию ему рассчитывать сложновато. Но это и к лучшему – Андерсон не старается угодить массам и снимает фильмы с расчётом на того зрителя, который сможет проникнуться специфически рассказанной историей и увидеть все те изящно преподнесенные смыслы и идеи, которые он вкладывает в свои труды. Не стала исключением и его новая работа – изумительная, завораживающая драма-притча «Призрачная нить».

Англия, 50-е годы ХХ века. Знаменитый кутюрье Рейнольдс Вудкок одевает самых известных и влиятельных светских лиц – особ королевских кровей, кинозвёзд, богатых наследников. В его жизни есть только творчество и сестра Сирил, помогающая ему вести бизнес. Но внезапно у Рейнольдса появляется муза, скромная, тихая и совсем непримечательная девушка Альма, которая влюбляется в немолодого мужчину и жаждет принадлежать только ему. Но человек, привыкший к давно устоявшемуся укладу и очерствевший сердцем, вряд ли готов впустить в свой мир любящую душу. Хотя он пока ещё не знает, что их с Альмой давно уже связала тонкая невидимая нить, сплетённая из одержимости страстью и творчеством.

«Призрачная нить» определённо относится к тому типу работ, когда зритель либо сразу «ловит волну» и влюбляется буквально в каждый кадр, из-за чего фильм моментально становится «своим» и прокручивается в голове снова и снова, либо полностью проходит мимо и воспринимается как нечто скучное и совершенно невнятное. Любителям динамики и страстей в клочья действительно будет трудновато воспринять картину, олицетворяющую собой образчик британской лаконичности. Андерсон максимально погружён в быт и внутренний мир героев, в описании которого предельно минималистичен и требователен. В его руках, казалось бы, вполне традиционная на вид любовная история о простолюдинке, попавшей в высший свет и отчаянно влюбившейся в своего принца (пускай и не очень молодого), оборачивается невероятно изящной, гипнотической, изобилующей важнейшими актёрскими и драматическими нюансами элегией о творческой и любовной одержимости, хрупкости и одновременной силе глубоких чувств, которым очень трудно сосуществовать рядом, но и друг без друга им находиться невозможно.

Тем самым «Призрачная нить», фактически, раскрывает тёмные стороны брачного союза, преподнося семейные взаимоотношения мужчины и женщины не как романтическую привязанность, а как сложную, болезненную зависимость, взаимосвязь любви-ненависти, собственнической жажды обладания и жертвенной принадлежности любимому. Наиболее интересно то, что многие методы нарратива у Андерсона фактически хичкоковские, которые проявляются не только в отсылках к «Подозрению» и «Ребекке». Под кажущимся спокойствием героев скрывается море эмоций, а огромное психологическое напряжение создаётся даже в простой, казалось бы, сцене обеда. И даже финальные ходы с грибами, на первый взгляд довольно неожиданные и порой обескураживающие, начинают восприниматься как логичные и естественные, особенно когда начинает звучать прекрасная музыка гитариста группы Radiohead Джонни Гринвуда.

Собственноручно написав сценарий и взяв в руки камеру, Андерсон движется вокруг героев, улавливая каждый жест, взгляд и малейшее развитие отношений. Дэниел Дэй-Льюис предсказуемо безукоризнен, и хотя четвёртый «Оскар» ему вряд ли светит, роль вымышленного модельера Вудкока, созданная с оглядкой на знаменитого Кристобаля Баленсиагу, однозначно станет эффектной финальной точкой в его карьере (если он, конечно, ещё не передумает её завершать). А вот кто поразил, так это нисколько не потерявшаяся на его фоне малоизвестная пока Вики Крипс, создавшая яркий и сложный образ глубоко влюблённой женщины, готовой на многое ради желания быть рядом с человеком своей мечты. В её игре постоянно ощущается оголённый нерв, наиболее ярко проявляющийся в сценах её рассказа о жизни с Рейнольдсом. Также нельзя пройти мимо Лесли Мэнвилл в роли незамужней сестры Вудкока Сирил, эффектно дополняющей историю своей классической английской сдержанностью, за которой едва ощутимо просматриваются душевная боль и одиночество.

В этом сезоне «Призрачная нить» – одна из главных номинантов на грядущий «Оскар» (представлена в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший актёр», «Лучшая актриса второго плана», «Лучшие костюмы» и «Лучший саундтрек»), но весомые награды, увы, пока обходят её стороной – на данный момент картина удостоилась лишь премии BAFTA за костюмы. В любом случае, поклонники тонкого, вдумчивого и глубокого кино о человеческих взаимоотношениях – ни в коем случае не пропустите эту работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here