Ольга Леснова

Где-то через год-полтора на свет наконец-то появится экранизация романа «Алхимик» Паоло Коэльо, в разработке которого участвует русский продюсер Ольга Леснова. Об этом, других интересных проектах и о том, как на самом деле работает индустрия кино, Ольга поведала нам лично.

 

– Ольга, почему вы выбрали именно профессию продюсера?

– Я довольно долго искала своё, работала в разных отраслях, социальной сфере, занималась благотворительностью, состояла на государственной службе, пробовала заниматься разными видами бизнеса. В какой-то момент я поняла что мои интересы – бизнес-процессы и творчество – пересекаются в кинобизнесе. Так, неожиданно для себя, я пришла в кино. Сначала снималась в массовке, эпизодах и ролях, потом писала сценарии – в общем, с разных сторон смотрела на себя в профессии кинематографиста. Поиски продолжались достаточно долго, пока друзья не прислали информацию о конкурсе, главным призом которого было обучение в New York Film Academy. Я подала заявку, конкурс был примерно на 100 человек – и всего 1 победитель… Но я прошла все этапы, выиграла конкурс и получила в качестве приза грант на бесплатное обучение.

– Какова специфика работы голливудского продюсера?

– В Голливуде конкуренция огромная, ты не можешь позволить себе сделать проект плохо, и если ты как профессионал дашь слабину, то на следующий проект тебя не возьмут. В России, даже если твой фильм получился не очень качественным, то, скорее всего, в следующий раз тебя всё равно пригласят – главное иметь опыт и поддерживать нужные связи.

Ольга Леснова– Как всё устроено на самом деле?

– В США кинобизнес делится на два больших направления: студийное и независимое. Студийное кино выпускают студии, такие, например, как Warner Bros., Sony, Universal и другие гиганты. Они сами являются продюсерами и инвесторами всех своих фильмов, то есть целиком финансируют свой проект, нанимают людей и сами полностью его реализуют. Вне зависимости от того, заработал фильм или провалился – студии берут всю ответственность на себя. Что до финансовых показателей, то арифметика примерно такая: каждая студия снимает в год около десяти фильмов, но лишь один из них «выстрелит» и его увидят в России и других странах. Два из них уйдут в ноль, семь остальных окажутся убыточными. И вот этот фильм, который «выстреливает» и окупает затраты на все десять и приносит прибыль студии.

В сфере же независимого кино, в которой работаю я, каждый проект – это свой отдельный инвестиционный фонд. Инвесторы финансируют бизнес-проект, продюсеры работают над созданием и реализацией и в результате получают прибыль или убытки. Поэтому при выборе проекта инвестор должен не только верить в проект, но и в продюсерскую команду.

Что касается России – то кино финансируется государством либо частными лицами. Но государством чаще, так как при частном финансировании это больше похоже не на бизнес, а на меценатство, потому что в большинстве случаев обратную прибыль инвесторы не получают (я говорю сейчас про кинотеатральный прокат и не беру в счёт телевидение). Так что в целом российская индустрия большого кино – это не про бизнес.

– Где вам работается легче, в какой стране?

– Я давно живу вне всяческих границ, как и большинство людей из мира кино. Поэтому для меня нет большой разницы, где делать проект. Для каждого проекта мы с коллегами подбираем наиболее оптимальные условия, и исходя из них выбирается территория для производства фильма. Так, мой первый крупный проект – комедию «Повар на колёсах» (в главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Роберт Дауни-мл., Дастин Хоффман. – прим. ред.) – несмотря на существенные налоговые льготы, предоставляемые некоторыми штатами, например, Луизианой, в данном случае было выгоднее снимать в Лос-Анджелесе и Новом Орлеане (мы сокращали издержки на путешествия высокооплачиваемых актёров). Кстати, этот фильм при бюджете 13 миллионов долларов ещё до начала производства был реализован за счёт предварительных продаж на 14.

Ольга ЛесноваА в другом проекте, где я являюсь продюсером – триллером «Выходя из теней» (черновое название), после расчётов получилось, что более выгодно его производить в Австралии. Дело в том, что Австралия даёт хорошие налоговые вычеты, и снимая на данной территории мы уже сразу уменьшаем риски и увеличиваем будущий доход. Добавлю, что данная картина снималась этим летом рядом с Голд-Кост в Австралии и будет представлена на AFM (Американском кинорынке) этой осенью.

Но если говорить в общем, то в Америке кинобизнес более структурирован и прозрачен, что позволяет сделать более точные прогнозы будущего проката и продаж фильма (sales estimates).

В России также есть интересные проекты. Я читаю много сценариев и периодически рассматриваю предложения о сотрудничестве, но пока ещё не нашла «свой» российский проект.

Зато в моей жизни иногда случаются и короткометражки – за них я берусь в основном ради удовольствия или же «проб пера». Продюсирую и сама участвую как соавтор и актриса. Из короткого метра вышло множество прекрасных творческих людей и отличных полнометражных фильмов, поэтому считаю этот жанр не менее важным, чем другие. Месяц назад я была в жюри фестиваля короткометражных фильмов «АртКино», за время которого посмотрела более 70 фильмов и ещё раз убедилась, как много у нас талантливых творческих людей!

– Приоткройте завесу тайны фильма «Алхимик».

– Права на экранизацию книги ещё десять лет назад у Паоло Коэльо купила компания братьев Вайнштейн (TWC). Но тогда они не смогли договориться по ряду ключевых вопросов, и проект был заморожен. Спустя десять лет они продали права на экранизацию моим американским партнёрам, и уже весной 2017 года планируется начать съёмки. История поистине потрясающая, но сценарий немного сейчас дорабатывается в процессе, чтобы фильм шёл в ногу со временем.

Выход в прокат намечен на 2018-й. Режиссёром скорее всего будет известный мексиканский кинематографист Альфонсо Арау. Его фильм «Как вода для шоколада» при стартовом бюджете 2 миллиона долларов собрал более 40 и получил множество призов. На главные роли рассматриваются Кристиан Бэйл и Шон Коннери.

Ольга Леснова– Как вы относитесь к новым технологиям в киноиндустрии?

– Положительно, так как они привносят новые идеи. Вот, например, Тимур Бекмамбетов снял интересную серию десктоп-фильмов, а также фильм от первого лица. Но всё же для зрителя, в первую очередь, имеет значение сама история, а каким будет выбран способ её выражения – это уже второй вопрос.

– Как выбираете проекты? Из коммерческих или идейных соображений?

– Все составляющие должны быть соединены в проекте – он должен мне нравиться и иметь коммерческий потенциал. Идеальная формула для меня – это хороший сценарий плюс по-настоящему интересная история.

– Какой он, проект вашей мечты?

– Мне нравятся проекты, после просмотра которых есть над чем задуматься и сделать важные для себя выводы. Например, один из моих любимых фильмов – «Господин Никто» – рассказывает о многовариантности жизненных путей – как совсем небольшие решения могут кардинально повлиять на нашу жизнь.

Что же до моего так называемого проекта места, то в настоящее время я веду переговоры с французским писателем Бернаром Вербером о покупке прав на экранизацию одной из его книг. А пока он размышляет, разрабатываю ещё несколько проектов – детективную драму на стыке «Основного инстинкта» и «Чёрного лебедя», искромётную комедию, действия которой происходят в Нью-Йорке, и однолокационный остросюжетный триллер. Что из них выйдет раньше – не знаю, но буду держать вас в курсе!

Фото Анны ДеЛуны

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here