Запределье

Ежегодно выходит огромное количество фильмов. Какие-то из них завоёвывают любовь аудитории, какие-то проходят совершенно незамеченными. Но, взгляните на кинокартины, которые идут сейчас в кинотеатре, когда бы вы ни читали эту статью. Вы можете представить, чтобы каждая из них могла бы стать у кого-то самым любимым фильмом? Вряд ли. Хороших кинолент много, отличных тоже, но «любимые» – это очень узкая категория, для неё нужно обладать совершенно особенными характеристиками.

Так вышло, что автор статьи знает сразу нескольких людей, у которых фильм с подобранным будто бы наугад русским названием «Запределье» является любимым. При этом нельзя сказать, чтобы он нашумел в прокате, оставил особое наследие или начал считаться классикой на все времена. Даже критики отнеслись к нему очень сдержанно, высказав точку зрения, что это больше визуальное произведение, красивая картинка, к которой не стоит относиться слишком серьёзно. Так думал и автор статьи, посмотрев «Запределье» почти десять лет назад в кинотеатре. Но теперь он думает, что был скорее неправ.

Запределье

Картина – очень вольный ремейк болгарского фильма 1981 года «Йо-хо-хо». Тарсем Сингх (который в те годы был известен в голливудском сообществе просто как Тарсем) утверждает, что вынашивал идею создания этого проекта около 12 лет. Воплотить её в жизнь стало возможным после успеха режиссёрского дебюта Тарсема, «Клетки», который наделал немало шума благодаря очень яркому визуальному воплощению, сравниваемому многими с картинами Дали. Сингх был очень заинтересован в создании «Запределья», потому даже пошёл на то, чтобы частично финансировать его из своего кармана.

Съёмки заняли долгие четыре года, а два прошли от премьеры первого монтажного варианта до ограниченного кинопроката и выхода на домашних носителях. Время было потрачено не зря – количество географических локаций, на которых снималась картина, поражает: были задействованы 24 страны. Чехия, Индия, Намибия, Индонезия, Южная Африка – где только ни побывала съёмочная группа. И везде она находила места удивительной красоты, живописные и невероятные.

Запределье

Сюжет очень прост в своей структуре, но продуман до мелочей, пестрит интересными приёмами, визуальными образами и аллюзиями, которые не с первого раза можно заметить. Действие происходит в 1910-х годах. Нашими «глазами» становится румынская пятилетняя девочка Александрия, которая оказалась в больнице с переломанной рукой. Там она встречает каскадёра Роя, который мучается от боли после неудачного трюка. Возможно, он парализован и больше не сможет ходить. Он придумывает для девочки удивительную и эпичную историю про пятерых бандитов разной национальности, переплетая вымысел с реальностью, вплетая в рассказ окружающих людей и явления. Но, учитывая настоящую мотивацию Роя, шансов, что история закончится хорошо, очень мало.

Фильм делится на две части – одна происходит в реальности, в больнице, другая же разворачивается в постоянно меняющемся придуманном мире, причём переплетение двух частей происходит очень причудливым и изобретательным образом, некоторые связи понимаешь далеко не сразу. Интересно, что, хотя логика подсказывает, что «сказочная» часть будет куда интереснее, на самом же деле смотреть за отношениями девочки и мужчины, обоих со своими проблемами, даже увлекательнее. Невинность и наивность Александрии противопоставляется разочарованности Роя в жизни – и из них выходит странная, но замечательная пара. «Химия» между протагонистами достигается ещё и за счёт того, что очень многие из их совместных сцен были импровизацией – и эта естественность заметна.

Запределье

Многие подчёркивают визуальное совершенство фильма – и с этим сложно поспорить. Мы видим невероятные, фантастические пейзажи, переходы между сценами, сделанные с исключительной выдумкой (и вновь будет уместно сравнение с Дали) – и всё это с прекрасным дизайном костюмов, волшебной музыкой и характерными актёрами. Но главная сила фильма – поразительное внимание к тонким деталям и еле заметным моментам, а также удивительная способность «заражать» своим настроением. Ну а ближе к концу картина и вовсе превращается в оду раннему кинематографу – но это уже совсем другая история.

«Запределье» – это очень странный, необычный, уникальный фильм. Он закономерно не стал массово популярным и не смог собрать хоть сколь-либо много денег в своём ограниченном прокате. Может показаться странным, что он вообще вышел. Но хорошо, что вышел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here