Если бы Диане Гэблдон в своё время предсказали успешную карьеру писательницы-романистки, она, скорее всего, восприняла бы это как шутку. Откуда госпожа Гэблдон, обладательница учёной степени по зоологии, морской биологии и экологии, специалист в сфере компьютерных технологий могла предположить такой виток своей карьеры?

В течение десятка лет, уже будучи университетским профессором, Диана преподавала, писала научные статьи и учебники, в качестве редактора работала над «макмиллановской» компьютерной энциклопедией, основала профессиональный компьютерный журнал Science Software Quarterly и даже создала ряд сценариев для диснеевских комиксов. Возможно, только последний подпункт её богатой деятельности можно худо-бедно соотнести с писательством.

gabldon
Диана Гэблдон

Тем не менее, в конце 1980-х Диана Гэблдон неожиданно решила попробовать себя в беллетристике. Своё решение новоиспечённая писательница обосновала так: «Мне просто захотелось написать роман о чём-нибудь. В то время я читала много мистики, вот и решила – пусть роман будет мистическим. Время и место действия? Мне было почти всё равно. Но тут я случайно увидела по телевизору передачу о Шотландии, и меня буквально очаровала красота этой страны и эти мужчины в килтах. Вопрос решился сам собой». Дальше больше.

Гэблдон разместила отрывки из романа «Чужестранка» на литературном форуме CompuServe – не столько ради славы или привлечения к себе внимания, сколько в качестве аргумента в дискуссии. Фрагмент на тот момент ещё не существовавшего романа привлёк к себе неожиданное внимание и получил множество положительных отзывов. А один из посетителей форума, писатель-фантаст Джон Стит, познакомил Диану со своим литературным агентом. Ещё через полтора года роман был закончен и опубликован. Он и положил начало саге, созданной в жанре, который сама писательница не в состоянии определить.

«Это самый блестящий историко-фантастический приключенческо-романтический роман» – именно так рекламировал один из журналов цикл Гэблдон. И данная реклама, как ни странно, ничуть не преувеличивает значимость детища Гэблдон, и миллионы поклонников серии тому подтверждение. Её романы, выходящие в цикле «Чужестранка», регулярно попадают в списки бестселлеров «Нью-Йорк Таймс», переведены на несколько языков и издаются более чем в двадцати странах мира.

Неудивительно, что после такого успеха вездесущие киношники успели положить глаз на сагу именитой писательницы, полюбившуюся миллионам читателей во всём мире. 9 августа 2014 года на телеканале Starz стартовал британско-американский фантастический сериал «Чужестранка» (Outlander), снятый по мотивам двух первых романов серии, вышедших в 1991 году, «Восхождение к любви» и «Битва за любовь». Первый эпизод посмотрело 720 000 телезрителей, а за выходные этот показатель вырос до 2,3 миллионов человек. В итоге сериал показал лучший старт в истории канала Starz. И 15 августа 2014 года было объявлено о продлении сериала на второй сезон. Его показ начнётся весной 2015 года, он будет основан на следующем романе цикла Гэблдон «Стрекоза в янтаре» (1992).

Сюжет полностью следует за первоисточником и напоминает типичный «лавбургер». После окончания Второй мировой войны медсестра Клэр Рэндолл отправляется с мужем в Шотландию – восстановить былую любовь после долгой разлуки, а заодно и найти информацию о родственниках мужа. Случайно прикоснувшись к каменному кругу, в котором накануне проводили странный языческий ритуал местные жительницы, Клэр проваливается в прошлое – в кровавый для Шотландии 1743 год накануне последнего крупного восстания якобитов, где встречает раненого шотландского дворянина Джейми Фрейзера, к которому со временем начинает испытывать настоящую страсть.

На главную роль медсестры Клэр Рэндолл, разрывающейся между верностью к оставшемуся в 1945-м мужу и пылкой страстью к своему шотландскому защитнику, была приглашена бывшая ирландская топ-модель Катрина Балф. Роль темпераментного горца без страха и упрёка досталась британскому актёру театра и кино Сэму Юэну. Съёмки телесериала, продюсером и сценаристом которого выступил Рональд Д. Мур, начались в Шотландии в конце 2013 года и заняли в общей сложности около тридцати восьми недель. Натурные съёмки замка Леок проходили у стен замка Дун, который находится в области Стерлинг в Шотландии.

От критиков сериал, в общем и целом, получил положительные отзывы. Ведь перед нами далеко не тривиальный сюжет, повествующий о женщине, которая, оказавшись в совершенно непостижимой ситуации, нашла в себе силы и мужество противостоять обстоятельствам. Сюжет не обошёлся и без разнообразных интриг – политических, романтических, семейных. Также можно отметить отличную игру актёров, достойное музыкальное сопровождение, высококлассную операторскую работу и потрясающие декорации, хотя виды Шотландии сами по себе прекрасны, с какой стороны ни посмотри.

Правда, не обошлось без ложки дёгтя. Многие критики, а вслед за ними и зрители, отметили общую схематичность типичной «лавстори» в несколько утрированном виде. Мол, глубинная суть «Чужестранки», по правде говоря, донельзя проста – это коммерческая история любви в интерьере с многочисленными описаниями переживаний и обязательным хэппи-эндом. Подобные штампованные истории выходят пачками каждый год под эгидой «женский любовный роман».

Как правило, они написаны женщинами и ориентированы, прежде всего, на прекрасную половину человечества, способную часами перечитывать и пересматривать клишированные любовные сцены. В основе таких циклов, как правило, цепочка недоразумений и страстей, ужасы, разлука, разнообразные преграды и много-много слёз, а под занавес совет да любовь и безграничное счастье героев. Действительно, сюжет «Чужестранки» местами отчаянно грешит отсутствием логики в мотивации немногочисленных персонажей. Всё экранное действо подчинено переживаемым страстям и нехитрым романтическим (иной раз и откровенно эротическим) сценам.

Относиться к «Чужестранке» (как к книге, так и к экранизации) можно по-разному. Но одно можно сказать точно: равнодушным эта история не оставит никого (даже мужскую аудиторию), так как имеет в себе множество заложенных клише, одно из которых старо как мир – истинной любви не страшны пространство и время. И наше будущее иногда напрямую зависит от нашего прошлого (что научно доказанный факт). Даже если это прошлое отделено от нас столетиями, иногда стоит заглянуть в него, и кто знает, кого или что там можно найти. Быть может, наши страхи, упования и надежды, а может и свою судьбу, которую, как и религию с дорогой, каждый выбирает по себе. Хэппи-энд.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here