В девяностых и начале нулевых Новое мексиканское кино вышло на довольно-таки высокий уровень, который старается уберечь и по сей день. Кино, которое вышло за границы американского континента и заставило заговорить о себе практически на всех значимых фестивалях. Главными же лицами зрелищных и социальных картин были такие молодые режиссёры, как Гильермо дель Торо, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Альфонсо Куарон. Работа последнего «И твою маму тоже» в 2001 году номинировалась на американские премии «Оскар» и «Золотой глобус», пытала счастье на английской премии BAFTA, участвовала в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, где удостоилась двух призов, и получила артхаусную премию «Независимый дух». Но обо всём по порядку.

«И твою маму тоже» – второй испаноязычный фильм мексиканского маэстро и первый, который удостоился такой огласки. Начало картины сразу показывает, что Альфонсо Куарону интересно всё натуральное, всё живое. Оператор картины, не менее гениальный, но тогда ещё молодой Эммануэль Любецки вспоминает: «Альфонсо никогда не довольствуется малым. Он не принимает кадры, которые почти удались. Бывает, смотришь на него во время съёмок и думаешь: кто этот сумасшедший человек?».

И твою маму тоже

После секса Тенок и Хулио, два закадычных друга, провожают своих девушек на каникулы в Европу и начинают планировать каникулы, попутно пошло шутя, обсуждая школьную программу и направляясь к приятелю, который торгует травкой. Закадровый голос, который будет присутствовать на протяжении всего фильма, сообщает, что пробки в городе были вызваны тем, что грузовик переехал кирпичника, чьё тело было настолько изуродовано, что за ним пришли только через четыре дня. Добро пожаловать в Мексику.

Другой знаменитый мексиканский режиссёр, Алехандро Гонсалес Иньярриту, близкий друг Куарона, как-то высказался насчёт этого фильма: «Это кино про нас, про нашу страну, про наше детство, которое у нас у всех было».

Тенок (Диего Луна) – ребёнок богатых родителей, его отец – член правящей партии, дипломированный экономист, закончивший Гарвард, а мать – домохозяйка, которая посещает эзотерические сеансы. У них огромный дом, много слуг и на их торжества приезжает сам президент страны. Хулио (Гаэль Гарсия Берналь) – сын женщины, которая всю сознательную жизнь проработала секретаршей, а отца своего он не помнит. У него есть сестра-активистка, которая придерживается левых и почти каждый день участвует в демонстрациях.

И твою маму тоже

Но Тенок и Хулио друзья. И ничего, что Тенок поднимает ногой крышку унитаза в доме у Хулио, а Хулио, после своего похода в туалет в доме у Тенока, сжигает спички, чтобы не оставить запах. Они ещё молоды, жизнь их полна разных соревнований между собой, но они любят друг друга, может даже больше, чем способны представить.

Жизнь повес современного Мехико меняется, когда жена кузена Тенока, красавица-испанка Луиза (Марибель Верду), узнав об измене мужа, соглашается на предложение ребят и пускается с ними в путешествие к загадочному пляжу под названием Врата Рая. Об этом чудесном уголке друзьям сообщает их общий друг и по совместительству их дилер – Сава.

Сценарий к фильму написал сам Альфонсо Куарон вместе с братом Карлосом. Оператором выступил уже упомянутый Эммануэль Любецки, с которым Куарона связывает большая дружба. «Я помню юного Альфредо, который часто в окружении красивых девочек стоял у входа в кинотеатр и объяснял им значение цвета в фильмах у Пазолини. Я даже не понимал, о чём он говорит, но тогда это звучало довольно-таки круто. Каждый день он посещал три или четыре сеанса. В то время когда я знал всего лишь один фильм Годара, он знал их все, и Бунюэля тоже», – вспоминает Любецки.

И твою маму тоже

В середине восьмидесятых они вместе учились киноискусству в Национальном независимом университете Мехико, который не закончили из-за того, что, по словам Альфонсо, «альма-матер способствовал скорее их деградации, нежели образованию». Тем не менее, на съёмках «И твою маму тоже» Любецки получил от друга-режиссёра такие указания: «Нам нужно начать всё с нуля. Нам нужно сделать фильм, который мы сделали бы до похода в киношколу – прежде чем научились снимать и стали слишком одержимы идеалом».

В пути Луиза расслабляется. Выслушивает дурацкие шутки Тенока и Хулио, принимает всерьёз ими же придуманный свод правил и рассказывает свою историю. Она отдаётся сначала Теноку – в захолустном номере отеля, а затем и Хулио – на заднем сиденье потрёпанного автомобиля. Хулио чувствует острую боль в животе, когда видит её с Теноком, а последний уходит из машины и плачет под деревом, когда она занимается сексом с его другом. Уже после его догоняет Луиза и говорит: «Разве не это было вашим планом – увести меня подальше и трахнуть?».

И твою маму тоже

Роуд-муви с элементами комедии и эротики, которое затрагивает настоящие человеческие чувства и эмоции, носит в себе глубокий социально-политический подтекст. Бедность, разруха, беспредел, вседозволенность одних и ущемлённость других, военные, шагающие по городу, а в центре повествования – наши герои. И если Тенок принадлежит богатому руководящему классу, а Хулио – обычный рабочий, то красавица Луиза, с интересной исторической фамилией Кортес, и есть страна, которая даёт шанс то одному, то другому. Но и те и другие настолько молоды и неопытны, что толку от них никакого, но она всё равно в них верит и по-своему любит.

После путешествия пути героев расходятся. Луиза остаётся в бухте, а друзья отдаляются, и лишь случайная встреча через год в центре города сводит их вместе, хоть и на несколько минут. Тенок делится печальными известиями о Луизе с Хулио. Они изменились, стали скромнее, взрослее, но той Луизе это не поможет. Несмотря на это, они больше никогда не встретятся.

По словам режиссёра, фильм также высмеивает мачизм. Мужская идеология терпит крах, так как это бесцельное соревнование. Мужчины не знают, чего хотят, к чему стремятся. Их цель якобы победа, но даже после они не знают, что делать дальше.

И твою маму тоже

На фильм было выделено всего 2 миллиона долларов, а мировые сборы превысили 33 миллиона. Так, несмотря на тематику фильма, он стал успешен, а мир узнал об Альфонсо Куароне. После «И твою маму тоже» режиссёр стал значимым представителем не только Нового мексиканского кино, но и ценным кадром в рядах независимого. После у него были проекты в Америке: «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое» и «Гравитация». Последняя работа принесла режиссёру две премии Американской киноакадемии – за лучшие режиссуру и монтаж.

После Мексиканской революции (1910-1917), Хосе Васконселос, знаменитый мексиканский философ, историк и государственный деятель, спросил: «Что значит быть мексиканцем?». Прошло почти сто лет с тех злополучных дней, а вопрос остаётся открытым и на него как нельзя лучше старается ответить именно картина Альфонсо Куарона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here