Вы когда-нибудь задавались вопросом, когда и при каких обстоятельствах зародился юмор? Весьма вероятно, что нет: он кажется нам такой же естественной частью жизни, как приём пищи или сон. Человек шутил и смеялся всегда: древнегреческие комедии, средневековые фарсы, театральные постановки Мольера и тому подобное. В начале XX века долгий путь привёл юмор в кино. Оказалось, что кино-юмор необязательно должен быть «вербализирован»: смех может вызвать не только сказанная вслух шутка, но и выражение лица героя, его неуклюжее падение или ситуация, в которую он попал. И немые комедии начала XX века могут служить этому прекрасным подтверждением.

Современный зритель при словосочетании «немая комедия» наверняка представляет себе следующее: эпизод чёрно-белого фильма, в котором два персонажа под весёлую музыку кидают друг в друга пирогами. Процесс иногда прерывается интертитрами с надписями вроде «Бам!» или «Вот это бросок!». Как правило, и сами персонажи выглядят довольно комично: необычная одежда, манеры и жесты придают им дополнительную эмоциональность.

Семь шансов

Описанная ситуация весьма грубо, но всё же отражает специфику такого популярного в то время комедийного жанра как slapstick comedy (на русском известного как фарс или буффонада). Slapstick – итальянский музыкальный инструмент, нечто вроде трещёток. Это две деревянные дощечки, скреплённые ремнём: при ударе друг о друга они издают резкий звук, похожий на звук кнута, рассекающего воздух. Slapstick-комедии работали по тому же принципу: весьма грубые гэги (шутки) должны были вызывать резкий взрыв хохота публики. «Грубые» в данном контексте не означает «пошлые». Речь идёт о различных физических ситуациях вроде падения героя, попадания его одежды в какие-нибудь механизмы и тому подобного.

Безусловно, жанр slapstick-комедии эволюционировал: на смену коротким зарисовкам приходили осмысленные сюжеты, изобретались более изящные гэги, появлялись новые персонажи.

Семь шансов

Каждый человек знаком с именем Чарли Чаплина и может без труда перечислить атрибуты его экранного воплощения – Бродяги. Это чёрный котелок, слегка поношенный фрак, трость, огромные башмаки, неуклюжая походка «уточкой» и маленькие усики, контрастирующие с выбеленным лицом. Безусловно, фильмы Чарли Чаплина являются «кинематографической» вершиной американских комедий начала XX века. Однако в одно время с Чаплиным творили и другие мастера комедий, чьи заслуги ни в коем случае нельзя недооценивать. Это Мак Сеннет, Роско Арбакл, Мэри Пикфорд, Гарольд Ллойд и – Бастер Китон, о творчестве которого пойдёт речь.

С фотографии Бастера Китона на нас смотрит абсолютно отстранённое лицо с выразительными глазами. Кажется, что этот человек мог быть философом, учёным или политиком. Но он был комиком, и это «каменное лицо» стало его визитной карточкой в мире американской комедии.

Бастер Китон с детства привык к публике: его родители гастролировали вместе с театральной труппой, и уже с 3 лет маленький Джозеф Фрэнк Китон выступал вместе с ними. Считается, что прозвищем «Бастер» (англ. «падение») Китона наградил сам Гарри Гудини: на его глазах малыш упал с лестницы и при этом не получил ни одной царапины!

Семь шансов

В 1917 году 22-летний Бастер Китон знакомится с одним из корифеев американской комедии того времени – Роско Арбаклом. Привыкший к театру и живым выступлениям перед публикой, Бастер Китон поначалу весьма скептически относился к кинематографу. Однажды он попросил у Арбакла кинокамеру, забрал её домой и полностью разобрал. Таким образом, он как бы проник внутрь этого механизма и понял принцип создания «движущихся картинок». На следующий день он вернул Арбаклу его камеру (лишних деталей не осталось!) и заявил, что согласен с ним работать.

Актёрским дебютом Китона стал «Ученик мясника» (1917), в котором он играл вместе с Роско Арбаклом. Спустя несколько лет Бастер Китон – подобно многим своим современникам – станет режиссёром и сценаристом комедий со своим участием. Именно тогда окончательно сформируется его образ «комика без улыбки» – человека, который в любой, даже самой комичной ситуации, остаётся невозмутимым, заставляя публику одновременно недоумевать и хохотать от души. Кстати, считается, что контракт Бастера Китона запрещал ему улыбаться не только в кино, но и в общественных местах. В случае нарушения обязательств актёр должен был платить неустойку.

В своем фирменном амплуа «Человека с каменным лицом» и предстаёт перед зрителем Бастер Китон в одном из своих фильмов – «Семь шансов». В этом году картине исполняется 90 лет.

Семь шансов

Главный герой, Джимми, внезапно узнаёт, что по завещанию своего дедушки он может получить семь миллионов долларов. Безусловно, такие деньги на дороге не валяются – плюс ко всему, его фирма «Шеннон и партнёры» испытывает весьма ощутимые финансовые трудности. Семь миллионов могу поправить бизнес Джимми, но вот незадача: чтобы их получить, он должен жениться. До 7 часов вечера. В день своего 27-летия. Который пришёлся на тот же день, что и новость о наследстве.

С невозмутимым лицом герой Бастера Китона мчится к своей возлюбленной: вот уже год он не может признаться ей в своих чувствах, но новость о наследстве позволяет ему убить сразу двух зайцев! Возлюбленная соглашается, однако потом, узнав причину, по которой Джимми столь внезапно предложил ей руку и сердце, отказывается. В итоге, Джимми вынужден искать счастья сначала у семи знакомых женщин, а потом просто – у всех женщин в городе.

Семь шансов

Ситуация с наследством – изначально весьма абсурдная – становится всё более и более абсурдной: коллега Джимми подаёт объявление в газету, и сотни невест приходят в местную церковь, чтобы предложить Джимми свои услуги. Начинается настоящая «война за холостяка» – и Джимми в прямом смысле вынужден спасаться бегством.

Пожалуй, побег от сотен женщин в белых платьях – один из самых ярких эпизодов картины. Герой Китона бежит домой к своей возлюбленной, а пришедшие по объявлению невесты не могут отпустить свою добычу и бегут за ним. Получается такая необычная разновидность преследования, столь любимая для жанра slapstick: маленькая фигура Джимми в чёрном костюме убегает от белой лавины невест.

Семь шансов

Бастер Китон был не только режиссёром и актёром «Семи шансов» – он также самостоятельно ставил и выполнял трюки. Его мастерство каскадера отлично иллюстрирует эпизод, в котором он бежит вниз по горе, а за ним катятся камни. Один за другим летят огромные валуны, от которых он мастерски уворачивается. Безусловно, камни были не настоящими, а сделанными из папье-маше, однако это нисколько не умаляет необычности и юмористичности этой сцены.

На протяжении всего фильма герой Бастера Китона сохраняет своё фирменное выражение лица. Одна за другой ему отказывают девушки, стрелка часов неумолимо приближается к семи – но на нём нет ни тени беспокойства. Он случайно заходит на травести-шоу, предлагает руку и сердце девочке-подростку, попадает на болото в разгар охоты на уток – но выглядит при этом стоически. Именно этот контраст между «внешним» и «внутренним» и создаёт тот особый юмор, присущий только картинам Бастера Китона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here