Дэвид Лин – прославленный британский постановщик, имя которого крупным шрифтом вписано в историю мирового кинематографа. Работы начинавшего с самых низов Лина (подданный Её Величества работал посыльным, а затем поочерёдно освоил профессии монтажёра, оператора и помощника режиссёра) со временем превратились в иконы высокого стиля. Они до сих пор источник вдохновения для сотен тысяч начинающих авторов. Одна из самых узнаваемых лент мэтра – величественная биографическая картина «Лоуренс Аравийский» – рассказывает об английском национальном герое, разведчике времён Первой мировой Томасе Эдварде Лоуренсе.

Война, её герои и жертвы, её причины и последствия не раз становились объектом педантичных исследований историков, политологов, литераторов и кинематографистов. Но почему многие режиссёры обращались к теме войны в своих произведениях? Прежде всего потому, что демонстрация вооружённого конфликта (будь то война захватническая, освободительная, гражданская или революция) – отличный способ рассказать историю. Будучи уродливым отображением жизни, война принимает форму борьбы за влияние, иногда – за ресурсы, власть или становится конфронтацией из-за религии. Существуют теории, убедительно доказывающие, что человек не может жить без вооружённых конфликтов. Как бы то ни было, для рядового человека война – всегда трагедия. Но ломая миллионы судеб, война, как ни парадоксально, обладает и созидательными свойствами.

Дэвид Лин и Питер О’Тул

Любое крупное противостояние рождает своих героев. Одним из них в начале XX века стал историк и археолог с ирландскими и шотландскими корнями Томас Лоуренс, завербованный британскими секретными службами. В январе 1914 года благодаря блестящим знаниям арабских языков молодой человек был командирован на Ближний Восток, и там его способности оказались востребованы. Когда 28 июля 1914 года началась Первая мировая война, по заданию начальства англичанин отправился в Месопотамию, где присоединился к шерифу Мекки Хусейну ибн Али. При поддержке Британии и вместе с сыном шерифа Фейсалом Лоуренсу предстояло очистить Аравийский полуостров от турков. Стратегические умения англичанина способствовали последующей победе арабов и захвату войсками Фейсала Дамаска.

Демонстрация вооружённого конфликта – будь то война захватническая, освободительная, гражданская или революция – отличный способ рассказать историю

Вышедшая в 1922 году автобиографическая книга Лоуренса «Семь столпов мудрости» легла в основу эпического фильма Дэвида Лина. К тому моменту режиссёр уже приобрёл всемирную известность благодаря картинам «Большие надежды», «Оливер Твист» и «Мост через реку Квай». Его лента об английском офицере, герое Первой мировой войны и Великого арабского восстания, не просто отлично снятая, размашистая костюмная постановка, завоевавшая семь «Оскаров», она также вошла в картотеку мировых киношедевров и регулярно занимает первые места во всевозможных авторитетных рейтингах. А ведь в 1940-м году ставить фильм об отважном герое, незаконнорождённом сыне лорда Томаса Чэпмена, собирался другой знаменитый британец – опытный Александр Корда, снявший «Частную жизнь Дон Жуана» и «Леди Гамильтон». Но счастливый билет вытянул более молодой постановщик.

Первый вариант сценария к фильму написал оскароносный драматург Майкл Уилсон («Место под Солнцем» и «Мост через реку Квай»). И хотя в итоговом варианте основная сюжетная нить его текста была сохранена, львиную долю работы над скриптом проделал другой автор – Роберт Болт – ещё один обладатель почётной премии американской киноакадемии за «Доктора Живаго» и «Человека на все времена». Первыми кандидатами на главную роль были Альберт Финни и Марлон Брандо. Однако оба в силу разных причин отказались от амбициозного проекта Лина. Так в ленту попал малоизвестный, преимущественно театральный молодой артист Питер О’Тул. Другой важный персонаж – шериф Али-ибн-эль-Хариш, ставший другом Лоуренса – был отдан на откуп египтянину Омару Шарифу, для которого «Лоуренс Аравийский» стал первой англоязычной картиной в карьере. А самой яркой звездой постановки стал Алек Гиннесс – обладатель «Оскара» за всё тот же «Мост через реку Квай», будущий Оби-Ван Кеноби из «Звёздных войн».

Первоначально на роль шерифа Али-ибн-эль-Хариша претендовал Ален Делон. Однако актёр отказался, так как не хотел носить коричневые контактные линзы.

«Лоуренса Аравийского» любят цитировать известные постановщики. Так, в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика британский офицер фигурирует в сцене диалога инструктора Хартмана и рядового Леонарда Лоуренса, а в «Прометее» Ридли Скотта для андроида Дэвида в исполнении Майкла Фассбендера герой Первой мировой становится настоящим кумиром.

Начать съёмки Лин планировал в Иордании – именно на территории этого государства развивалась большая часть событий фильма. Работа в расположенной на берегах Мёртвого моря стране могла помочь добиться предельной аутентичности кадра. Разумеется, замыслу режиссёра не суждено было сбыться. Продюсеры сочли идею слишком рискованной, и кинематографисты переместилась сначала в Испанию, а затем в Мексику, ландшафты которых более всего подходили для картины. Но навыки планирования студийных боссов не спасли «Лоуренса Аравийского» от задержек. Работа не спорилась, и вместо запланированных нескольких месяцев команде пришлось провести на Пиренейском полуострове и в Средней Америке целый год.

Когда производственный процесс наконец остался позади, состоялся тестовый просмотр. Вопреки ожиданиям, фильм не произвёл на аудиторию должного впечатления. Тяжеловесная, длившаяся более трёх часов картина показалась зрителям чрезвычайно неспешной, главный герой был сложным, а исторические факты слишком часто игнорировались в угоду художественности сюжетной составляющей. Однако Лин стойко выдержал все последовавшие нападки начальства, отстояв своё видение. В конечном итоге постановщик оказался прав: фильм завоевал четыре «Золотых глобуса», семь «Оскаров» и четыре премии «Британской академии».

Экранного Лоуренса вполне можно назвать предтечей другого знаменитого киногероя – Индианы Джонса. Как и персонаж Джорджа Лукаса, герой Лина романтизирует войну, он не столько отсиживающийся в окопах стратег и искусный дипломат, сколько бросающийся на амбразуру неутомимый исследователь и отважный воин. И хотя произошедшие с Лоуренсом под конец жизни метаморфозы практически сделали из него язвительного нигилиста, для многих кинематографистов и зрителей центральный персонаж фильма Дэвида Лина стал символом героя без страха и упрёка – решительного, почти неуязвимого (в одном из эпизодов Лоуренс говорит, что обычные пули его не берут), справедливого и неустрашимого.

Поразительно, но Дэвиду Лину удалось совместить несочетаемое. Личная, камерная история англичанина соседствует с эпичной военной драмой, а образность и выразительность киноязыка – с глубокомысленностью диалогов. Эклектика делает из «Лоуренса Аравийского» многоплановый байопик, интересный с разных точек зрения. Он хорош и как философское размышление о правде жизни, жажде власти и месте человека в огромном, враждебно настроенном мире, и как захватывающий приключенческий фильм, удивляющий неожиданными поворотами и запоминающийся яркими, объёмными героями.

Фильм хорош и как философское размышление о правде жизни, жажде власти и месте человека во враждебно настроенном мире, и как захватывающий приключенческий фильм с неожиданными поворотами и объёмными героями

Алек Гиннесс и Дэвид Лин

Историки часто упрекали Лина в игнорировании фактов: на самом деле Томас Лоуренс был расчётливым стратегом, а не страстным авантюристом, и – во многом из-за своего хрупкого телосложения – избегал любых потасовок.

В 1990 году свет увидел английский телефильм «Опасный человек: Лоуренс после Аравии», ставший неофициальным продолжением шедевра Лина. Рэйф Файнс исполнил в постановке главную роль, а в Фейсала превратился британец суданского происхождения Александр Сиддиг.

Но «Лоуренс Аравийский» увлекает не только сюжетом. Постановка впечатляет и визуальной стороной. Удивительно, но даже сейчас, спустя 65 лет, она не выглядит устаревшей! Отлично поставленные крупномасштабные сражения, великолепная операторская работа Фредди Янга («Жажда жизни», «Дочь Райана», «Николай и Александра»), красочные, околдовывающие кадры бескрайней, манящей, но смертоносной пустыни, метафоричность и динамика кадра наполнили картину жизнью.

Работа Лина – не просто великий фильм, это сама эссенция жизни; это поэтический рассказ о человеке, превратившемся из неприметного солдата в подлинного героя, предводителя армий и всенародного любимца, но потерпевшего горькое поражение в схватке с самим собой. Это история о разрушительной силе славы и пьянящем вкусе крови, это монументальный эпос о событиях Арабского восстания, это правдивая повесть о подковёрных политических играх и военных интригах; о добре, зле и о том, что эти фундаментальные понятия в реальной жизни часто оказываются размытыми.

Помимо Лина, отдельной похвалы заслуживают композитор и сценаристы. Музыка Мориса Жарра, за свою полувековую карьеру написавшего партитуру к «Гибели богов», «Свидетелю», «Приведению» и многим другим известным фильмам, превосходно передаёт эмоциональный окрас каждой сцены. Тумблер легко переключается то в торжественный, то в волнующий, то в умиротворяющий режим. Диалоги выверены и отлично раскрывают персонажей, а моменты неспешного повествования, по большей части сосредоточенные в первой половине, совсем не сказываются на динамике картины – благодаря великолепной работе режиссёра и безграничному обаянию Питера О’Тула.

После «Лоуренса Аравийского» британец ирландского происхождения проснулся знаменитым. Успех О’Тула стал совершенно заслуженным, так как игра актёра, построенная, главным образом, на полутонах, восхищала, завораживала и пленяла. Старания сценаристов и режиссёра, а также способности О’Тула превратили Лоуренса в героя с надломом, в человека с сильным внутренним конфликтом. Ему невозможно не сопереживать, ему нельзя не симпатизировать. Протагонист часто оказывается перед сложными моральными дилеммами, а его путь – не прямая комфортная дорога, но огромная бесплодная пустыня, перемежаемая значительными возвышенностями, миражами и зыбучими песками. Цель Лоуренса – не только дойти до конца, но и заставить пустыню плодоносить. А, как известно, невозможная задача под силу только истинному былинному герою – пусть противоречивому, но харизматичному и волевому. Именно такому, какого создали в своей величественной картине о британском национальном герое Дэвид Лин и Питер О’Тул.

В 1989 году под руководством Дэвида Лина и при содействии Стивена Спилберга и Мартина Скорсезе была выпущена новая («восстановленная») версия ленты. Она могла похвастать не только улучшенной картинкой, но и расширенными старыми, а также некоторыми новыми сценами.

В честь пятидесятилетнего юбилея в 2012 году «Лоуренс Аравийский» удостоился новой реставрации. В цифровой версии фильма при помощи новейших технологий были устранены артефакты, которые образовались в результате растрескивания эмульсии киноплёнки во время производственного процесса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here