Море любви

Уникальная интерпретация известного сюжета про русалочку, которая захотела стать человеком. Русалочка, правда, слишком мала для свадьбы и её избранник ещё в детский сад ходит, но в этом-то и заключается прелесть «Рыбки Поньо на утёсе». Фильм о детях, для детей, без трагического финала, да и слёз в нём совсем капелька. Конечно, Хаяо Миядзаки на то и мастер, что его анимационные фильмы не только для несовершеннолетних, взрослые тоже могут насладиться и сюжетом, и картинкой, если отринут свои высокохудожественные и высокоинтеллектуальные претензии.

Миядзаки, создавая волшебные миры, нарушает все мыслимые и немыслимые законы сказочных сюжетов – в «Рыбке Поньо» нет ни одного отрицательного персонажа, никаких сил зла, нет очевидной борьбы. Единственное, что (или кто) тут борется – это природа, и то, по сути, сама с собой, но в результате всё равно побеждает любовь. Граница между волшебным миром и реальным, как всегда у мастера, размыта, герои совершенно спокойно переходят из одного мира в другой, нет никакой предыстории, никаких биографий, причин и следствий, есть только события в кадре. Зритель знает ровно столько, сколько видит, всё остальное – простор для фантазии. Вообще в этом отношении «Рыбка» одно из самых впечатляющих произведений, история каждого героя так и просит развития, отдельного фильма – сиди и придумывай, сколько влезет. И при этом картина завершена и самодостаточна. В этой конкретной истории нет ничего лишнего, а жизнь – она бесконечна и бескрайня, так что у каждого может быть своя история про Поньо.

Рыбка Поньо на утёсе

Хаяо Миядзаки, использовав старую сказку, сел на своего любимого конька – признание главенства сил природы над человеком, с одной стороны, и умения человека не совладать, но договориться с этими силами – с другой. Человеческая душа как колыбельная для разбушевавшейся стихии. Если любишь, то не надо никаких геройских поступков – ни дуэлей с драконами, ни отгадывания загадок, ничего, только большое искреннее чувство, которое способно остановить конец света и закрыть дыру в мироздании.

В «Рыбке Поньо на утёсе» Миядзаки не упустил шанса напомнить и ещё про одно важное создание природы – женщину, именно она принимает ключевые решения, именно она успокаивает мужчин. Женщины у Миядзаки – те герои, которые действуют больше всего, а если они ещё и матери или влюблённые, то на них только земля и держится. И это не сарказм, смотришь фильм и веришь в эту такую правду.

«Рыбка…» – одно из последних больших произведений Хаяо Миядзаки. Поньо, став человеком, протянула ниточку к последнему фильму режиссёра «Ветер крепчает», в котором он попрощался с волшебными сюжетами и сказочными персонажами, найдя волшебство исключительно в реальной жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here