Представители богатого семейства Ашеров, брат и сестра Родерик и Мадлен, могут гордиться собой: они построили процветающую фармацевтическую империю Fortunato Pharmaceuticals, каждый член рода богат и успешен, никто не знает забот, лишений и горя. Но за всё приходится платить: шестеро детей Родерика, рождённых от разных женщин, начинают погибать один за другим, а компанию Fortunato уличают в торговле лекарством, вызывающим наркотическую зависимость.

Выясняется, что во внезапном крахе Ашеров замешана таинственная женщина по имени Равена, которая имеет к успеху Родерика и Мадлен прямое отношение. Желая исповедаться, глава Ашеров приглашает к себе заклятого врага – помощника прокурора Огюста Дюпена, – чтобы признаться в своих преступлениях и попытаться понять, почему его род постигла такая суровая кара.

Майк Флэнаган давно зарекомендовал себя как весьма успешный хоррормейкер, чьи работы тепло принимают и критики, и зрители. Хотя стоить признать, что многие его фильмы скорее красивые и атмосферные, нежели действительно страшные.

С 2018 года он впервые попробовал себя в ином формате – постановке мини-сериала «Призраки дома на холме». Сюжет представляет собой осовремененную вариацию на тему классического романа Ширли Джексон. И пускай сериал также сложно назвать пугающим, он цепляет отличными актёрскими работами, сильной драматической составляющей и эффектным визуальным рядом.

Успех подтолкнул Флэнагана на создание ещё одного переосмысления классики, мини-сериала «Призраки поместья Блай», снятого по мотивам «Поворота винта» Генри Джеймса. А за этим последовал один из его лучших проектов – 7-серийная хоррор-драма «Полуночная месса». «Падение дома Ашеров» также претендует на статус одного из его самых амбициозных творений и, что характерно, отлично справляется со всеми возложенными на него задачами.

Костяк сюжета, как нетрудно догадаться, представляет из себя множественные отсылки к ключевым произведениям одного из ярчайших представителей американского романтизма Эдгара Аллана По, помноженные на актуальную современную проблематику. Для тех, кто хорошо знаком с творчеством писателя, просмотр сериала способен стать увлекательным приключением по поиску «пасхалок», особенно если знать, из какого рассказа или стихотворения взяты имена героев.

Флэнаган ловко обыгрывает судьбы и, главное, смерти героев согласно тропам таких известных произведений По, как «Убийство на улице Морг», «Метценгерштейн», «Сердце-обличитель», «Колодец и маятник», «Морелла», «Чёрный кот», «Аннабель Ли» или «Маска красной смерти». Это знание вовсе не будет спойлером: роковые обстоятельства для каждого из персонажей с говорящими именами складываются непредсказуемо и сугубо индивидуально, обрывая чей-то жизненный путь наиболее эффектным и пугающим образом.

По давно сложившейся традиции, актёрский состав у Флэнагана пополнен звёздами, с которыми он уже сотрудничал ранее. Это Брюс Гринвуд, Карла Гуджино, Генри Томас, Кейт Сигел, Рахул Коли, Саманта Слойан и Зак Гилфорд. Каждый из них работает в кадре великолепно, олицетворяя в лице своего героя определённый порок, который долгие годы взращивался на почве алчности, вседозволенности и мизантропии, медленно, но верно вытесняя из душ каждого из Ашеров всё человеческое.

Особенно хорош в этом плане Брюс Гринвуд, сыгравший Родерика, в чьём лице он изобразил не одномерного злодея, а некогда славного человека, что поддался коварному искушению и согласился заплатить за это неимоверную цену. Его стараниями, как и усилиями сценаристов, Родерик Ашер превращён практически в трагическую фигуру, колосса на глиняных ногах, что вынужден наблюдать за чередой гибели отпрысков, восседая на руинах собственного величия, которое больше не стоит ни гроша – и прежде всего, для него самого.

Флэнаган и его команда прекрасно видят, насколько вневременными посылами остаются идеи писателя. Ведь человечество, пришедшее в новый век, эпоху науки, технологий и прочих интеллектуальных достижений, так и не смогло побороть природные пороки – корыстолюбие, бессердечие, зависть и эгоизм. Именно этот глубоко проработанный и важный психологический подтекст – основное преимущество сериала. Хотя хоррор-контент и готический антураж, эффектно поданный в современной обстановке, свою задачу отрабатывают безупречно.

Многие рецензенты нашли в сценарии прямую параллель между битвой Огюста Дюпена с Fortunato и реальным делом активистки Нан Голдин против концерна Purdue Pharma, на чей препарат под названием «Оксиконтин» она внезапно подсела в 2018 году. Однако люди, что борются за правое дело а-ля Эрин Брокович, Флэнагана интересуют в меньшей степени, поскольку он посредством классических сюжетов прежде всего старается вскрыть процесс мутации добродетели в бездушные капиталистические шестерёнки.

Режиссёр вовсе не утверждает, что люди не должны зарабатывать достойные деньги, как и не спорит, что знания, трудолюбие и способности обязаны вознаграждаться по заслугам. Объектом его критики становится процесс обогащения ради обогащения, когда обесценивается не только собственное имущество, но и возникает извращённое отношение к чужой жизни, что превращается в инструментарий для собственного восхождения на ещё более высокую ступень.

Можно вменить сериалу излишнюю прозрачность этого антикапиталистического памфлета. Мол, здесь используются чрезмерно явные метафоры вроде дождя из трупов, а герои проговаривают очевидные вещи. Однако разве не стремились многие классические произведения донести важные истины в лоб, чтобы достучаться до простых обывателей?

Пускай остаются сомнения, что представители олигархического аппарата станут мучиться совестью после просмотра «Падения дома Ашеров», как и при виде любого другого обличительного портрета собственных персон, это вовсе не значит, что в правде больше нет необходимости.

Возможно, кто-то из представителей будущего поколения, живущих мечтами о многоэтажных дворцах, золотых унитазах и властью над всеми и вся, однажды хоть немного задумается: стоит ли оно того, если ты сам перестаёшь при этом быть человеком, способным радоваться мелочам и просто быть счастливым? И чтобы достучаться до сердец и умов, отнюдь не грешно растолковать очевидное и указать на то, что лежит на поверхности. Важнее, чтобы этот посыл достиг своей благой цели.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here