Адам МакКей умеет говорить о сложных вещах простым языком. Достаточно вспомнить, как в «Игре на понижение» Марго Робби прямо в ванне объясняла, что такое ипотечные облигации. В фильме «Не смотрите наверх» МакКей будто бы гиперболизирует этот приём и через комедию рассказывает обо всех грехах человечества.

Экологические проблемы, расизм, бедность… Режиссёр почти два с половиной часа тыкает нас носом в эти вопросы. На самом деле не всё так просто. Адам МакКей не возомнил себя судьей и не собирается выносить вердикт человечеству. Давайте разберёмся, почему «Не смотрите наверх» более глубокий фильм, чем кажется на первый взгляд. Рассмотрим, какие приёмы использует режиссёр и какие смыслы он вложил в свою работу.

Игра на понижение

Тьма сгущается

«Не смотрите наверх» держит в напряжении с первой сцены. Фильм буквально начинается со звука закипающего чайника. Он свистит всё громче и громче, намекая на то, как будут развиваться события.

В первых сценах, когда доктор Минди (Леонардо ДиКаприо) и аспирантка Дибиаски (Дженнифер Лоренс) обнаруживают комету, МакКей использует джентельменский набор приёмов для создания атмосферы напряжения. Обилие крупных планов, фокус на эмоциях героев, ручная камера, нагнетающее музыкальное сопровождение.

Далее МакКей показывает нам состояние героев. Делает он это без единого слова, используя лишь грамотный кадр. Персонажи одни в огромном самолёте. Режиссёр специально берёт общие планы, чтобы передать это одиночество. Изолированность учёных – одна из ключевых проблем картины.

На протяжении всего действия мы будем наблюдать интересные монтажные решения – вставки с различными животными. Я насчитал минимум 8. В важный момент, когда зритель ждёт развития сюжета, на несколько секунд перед ним появляется ползущий муравей или семья бегемотов. МакКей намеренно выводит нас из зоны комфорта и заставляет смотреть на животных. Ведь именно им приходится расплачиваться за ошибки, которые совершает человек.

Однако Адам МакКей не был бы самим собой, если бы оставил нас наедине с этой проблемой. В невероятно комичной сцене после титров инопланетное существо бронтерок съедает президента США (Мэрил Стрип). Поэтому природа всегда сильнее, как бы человек ни пытался её одолеть.

О чем всё-таки «Не смотрите наверх»

Хочется развеять миф о том, что «Не смотрите наверх» – бессмысленно прямая сатира, которая ставит крест на человечестве.

МакКей действительно создал безумное количество гиперболизированных персонажей и максимально карикатурно показал общество. Однако сделал это намеренно. Этой гиперболой режиссёр показывает, как порой трудно донести важные идеи до общества. Поэтому если ты хочешь, чтобы тебя услышали, нужно говорить в лоб. Создать Медиагиганта-Франкенштейна из образов Илона Маска, Билла Гейтса и Марка Цукерберга. Из президента Америки сделать Трампа в женском обличье. А из генерала Пентагона – человека, который продаёт бесплатные крекеры.

В своих интервью режиссёр рассказывал, что при написании сценария общался с огромным количеством учёных, пытаясь найти какие-то хорошие новости. Однако всё, что ему рассказывали, не совпадало с информацией из мейнстримных медиа. Научное сообщество не слышат. Эта проблема лежит в основе «Не смотрите наверх».

Правительству зачастую не выгодно говорить правду. А медиа думают о просмотрах (в фильме это отлично передано через передачу «Нарезка»). Люди же готовы слушать интернет-звёзд и бизнес-тренеров, а не учёных. Поэтому появление настоящих экспертов на экране не выгодно никому.

Однако если человечество не будет слушать учёных, оно обречено. Учёное сообщество привыкло говорить правду, говорить в лоб. Поэтому и МакКей своим фильмом смеется над нами, специально упрощая повествование и выводя проблемы на поверхность. Режиссёр действует так, как привык действовать любой учёный.

Сюжетная арка персонажа ДиКаприо посвящена этой проблеме. Постепенно уходя от научной прямоты, доктор Минди говорит всё меньше правды. Получив первые лучи славы, он начинает приспосабливаться. Заставляет себя поверить в успех плана медиамагната. Снимается в рекламе в поддержку движения «Не смотрите наверх». Ученый теряет себя, теряет близких. Это продолжается, пока он не находит в себе силы сказать правду, которая не всегда приятна.

Копаем глубже

С нарочитой прямотой сюжета разобрались. Можно дальше рассуждать о том, как МакКей говорит о проблемах расизма, безразличия, культа потребления. Все эти идеи действительно озвучиваются, однако сюжет двигает чуть менее заметная проблема единства.

Вместо того чтобы в столь трудный час объединить людей, правительство, наоборот, их разъединяет. Ярким антиподом единства является персонаж Рона Перлмана, вояка, герой Америки, который должен пожертвовать собой ради спасения мира. Однако он оказывается страшным расистом и гомофобом, который с борта корабля передает привет «всем белым ребятам». Напущенный полковник в этот момент является буквально лицом правительства и транслирует идеи максимально деструктивные.

Развивая проблему, МакКей обращается к символизму. После сворачивания первой миссии, филантроп Питер Ишервел (Марк Райлэнс) рассказывает о выгоде, которую можно извлечь от падения метеорита.

Делает он это на фоне картины, которая посвящена Гражданской войне в США. Это величайшее разделяющие событие в истории Америки. При этом до появления движений «Посмотрите наверх» и «Не смотрите наверх» ещё больше 20 минут экранного времени.

Важно понимать, что единство не тождественно безразличию. МакКей показывает это через сцену с актёром Дэвином Питерсом (Крис Эванс), который презентует новый фильм. Для того чтобы понравиться всем, актёр надевает значок со стрелочкой, одновременно показывающей и вверх и вниз. Но компромисс – это не решение, когда землю вот-вот уничтожит метеорит. Символично, что фильм, который рекламирует актёр, называется «Тотальное разрушение».

Безразличие и разобщённость тотально разрушают общество. Финальный акт фильма целиком посвящен именно этому. Режиссёр играет на контрасте и использует параллельный монтаж. С одной стороны – диктор Минди, у которого дела налаживаются, и все снова вместе. С другой – президент США и медиамагнат, суматоха и безысходность.

За считаные часы до апокалипсиса в доме доктора Минди собираются семья профессора, доктор Тедди, аспирантка Кейт Дибиаски и её парень. Причём персонаж Тимоти Шаламе будто бы из другого мира, но в семейный ужин вписывается идеально. Именно он читает молитву и готовит семью к «встрече с тем, что грядёт». Ради объединения он даже преодолевает страх публично показывать свою религиозность.

Финальная метафора – заряды, прикреплённые к комете, не смогли взорваться синхронно. Даже тут не хватило единства.

Единства нет и среди критиков. «Не смотрите наверх» получил много как положительных, так и отрицательных рецензий. Я же считаю, что фильм отлично вскрыл проблемы современного общества. Нам с вами осталось лишь проделать серьёзную работу над ошибками.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here