«Ремейки, сиквелы и ребуты – всего лишь часть культуры блокбастеров. – говорит режиссёр Дэйв Сигер. – Так уж работает киноиндустрия, и изменить это практически невозможно. Всё, что мы можем сделать, – не “голосовать” за такие фильмы, покупая билет в кино. Я не смотрел ремейк “РобоКопа”. Я не хочу “голосовать” за него. Я хочу “голосовать” своим кошельком за оригинальные и интересные фильмы». Проверить, насколько Сигер верен своим словам несложно – в феврале этого года в Интернете появился спродюсированный им фильм под названием «Наш ремейк “РобоКопа”»: фанатский ответ на голливудскую тенденцию делать ремейки культовых фильмов, над созданием которого безвозмездно трудилось почти семьдесят фильммейкеров.

Дэйв Сигер, молодой режиссёр-фрилансер из Лос-Анджелеса, впервые увидел «РобоКопа» Пола Верхувена, когда ему было всего девять лет: «Я смотрел телевизионную версию фильма, и она произвела на меня очень сильное впечатление. Верхувен – отличный режиссёр, он любит делать фильмы, которые так и кричат: “Посмотрите на это! Можете ли вы поверить, что видите такое?!”. “РобоКоп” – прекрасный тому пример. И сюжет, и персонажи, и спецэффекты просто идеальны».

Ребёнком Сигер пересматривал «РобоКопа» сотни раз на видеокассете, которую записал для него отец, но с полной версией ему удалось ознакомиться лишь после поступления в колледж. Почти в то же время он стал поклонником и участником онлайн-кинофестиваля Film Fights, где начинающие режиссёры демонстрировали свои работы перед посетителями сайта, а те в свою очередь определяли победителя. На форуме этого ресурса Дэйв Сигер подружился со многими режиссёрами-энтузиастами, разделявшими его творческие взгляды. Все они часто шутили о том, чтобы собраться вместе и снять полнометражный фильм, в котором каждый из них мог бы снять по одной сцене в своём собственном, уникальном стиле. В октябре 2009 года этот замысел получил необходимый толчок к реализации, когда студия Paramount Pictures объявила о своём решении сделать ремейк «Свободных» – культовой танцевальной мелодрамы 80-х годов с молодым Кевином Бейконом в главной роли. Звездой ремейка студия видела Зака Эфрона, а режиссёром собирался стать создатель трилогии «Классный мюзикл» Кенни Ортега.

«Мы были сыты этим по горло, – рассказывает Сигер. – Голливудская ремейк-машина собиралась взять ещё один нормальный фильм, пропустить его через мясорубку и нажиться на молодом поколении зрителей. Мы решили – покажем им всем, давайте сделаем ремейк по-нашему». Фильм, который получил незамысловатое название «Наш ремейк “Свободных”» собрал на съёмочной площадке 58 режиссёров из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, которые поделили между собой 54 сцены. Несмотря на то, что «Наш ремейк “Свободных”» придерживался сюжетной линии оригинального фильма, он не являлся покадровым воспроизведением картины Герберта Росса, а представлял собой юмористический коллаж из игрового кино и анимации с абсолютно новым актёрским составом, декорациями и стилем съёмки в каждой следующей сцене. Сигер вместе со своим другом Тимом Марклевицом выступил продюсером фильма, а также срежиссировал несколько сцен. Премьера «Нашего ремейка “Свободных”» состоялась 1 июля 2010 года в Лос-Анджелесе и была встречена массовыми танцами в зрительном зале. На данный момент фильм доступен для бесплатного просмотра в Интернете.

Дэйв Сигер

После теплой зрительской реакции на «Наш ремейк “Свободных”» среди его создателей ходило много разговоров о том, чтобы переделать ещё один фильм, однако Сигер был слишком занят обязанностями режиссёра второй съёмочной группы телесериала «Сообщество», а также работой над другими проектами. Новость о том, что студия MGM собирается переснять один из любимых фильмов его детства, застала Сигера, как и многих других фанатов, врасплох: «Я был просто удручён. Зачем делать ремейк “РобоКопа”? Ясно, что ничего хорошего из этого не получится». Сигер размышлял над тем, чтобы снова собрать друзей и попробовать создать собственный ремейк, но плотный рабочий график всё ещё не позволял ему отвлечься. Однако несколько лет спустя он услышал, что MGM и Sony передвинули премьеру нового «РобоКопа» с 8 августа 2013-го на 7 февраля 2014 года и принял эту неожиданную возможность как знак, что он просто обязан сделать свою версию оригинального фильма.

Кира Хессер (сцена 12)

Сигер начал рассылать режиссёрам предложения по электронной почте в октябре 2013 года. Работа над «Нашим ремейком “Свободных”» многому его научила, и в этот раз Сигер больше внимания уделил подбору участников нового проекта, выбирая только тех, кто соответствовал бы необходимому ему уровню качества. Со многими из них Сигер уже работал раньше, а остальных нашёл преимущественно через Channel 101 – интернет-сообщество фильммейкеров, созданное Робом Шрабом («Шоу Сары Сильверман») и Дэном Хармоном («Сообщество»). В итоге совершенно безвозмездно поработать над «Нашим ремейком “РобоКопа”» согласились 68 режиссёров, среди которых оказались Том Кауффман («Рик и Морти»), Райан Ридли («Сообщество»), Мэтт Поллок («Даша-Следопыт и Медальон Судьбы»), Эрик Аппель («Спецназ: Сан-Диего»), Пол Бонанно (Star Wars Cantina Karaoke), Алекс Кавуцкий и Ариэль Гарднер (Breaking Good).

Сигер снова предоставил кинематографистам полную творческую свободу. До тех пор пока режиссёры придерживались ключевых моментов выбранных сцен, использовали тех же персонажей и соблюдали небольшие требования к костюмам главных героев, они могли делать со своими сценами всё, что им вздумается. Сигер снова выступил продюсером и даже выложил немного собственных денег, чтобы купить несколько хэллоуинских костюмов РобоКопа и некоторые другие предметы гардероба персонажей, которые могли использовать все участники проекта. Но, не считая этого, все остальные затраты на съёмки сцен несли сами фильммейкеры.

Чейз Фейн: «После того как я прочитал сценарий, у меня было ровно 10 минут, чтобы выучить реплики. Научиться произносить их одновременно поедая пасту – это сложнее, чем кажется. Но я верю этим ребятам. Мы делаем это ради веселья, и снимаем только то, что заставляет нас самих смеяться, без расчёта, как на это могут отреагировать зрители. И если кто-то из них перестанет смотреть фильм после нашей работы – им же хуже, ведь впереди – целая туча блестящих и изобретательных сцен».

Сцену расстрела Алекса Мёрфи сняла комедийная группа Team Tiger Awesome. «Когда Дэйв Сигер поделился с нами планами ремейка “РобоКопа”, я понял, что нам необходимо получить именно эту сцену, – говорит Майкл Трули, один из участников группы. – Для меня это одна из главных сцен фильма, она произвела на меня неизгладимое впечатление, когда я был молод. Плохие парни в буквальном смысле уничтожают Мёрфи в этом моменте. Они берут офицера полиции, разносят в клочья всё, что делает его человеком, и превращают в мясо. Получить сцену, имеющую настолько большое значение для всего фильма, было важным для нас».

Team Tiger Awesome

Однако поначалу Team Tiger Awesome совершенно не представляли, как к ней подступиться. Благодаря стараниям Пола Верхувена сцену нельзя было сделать ещё более жестокой. Необходимо было взять изображённое в ней насилие и представить его в другом виде. Из нескольких идей самой интересной показалась им сделать сцену в стиле танца-модерн, но при этом, по признанию Трули, никто из них не имел никакого танцевального опыта.

Несмотря на то, что у Team Tiger Awesome не было возможности платить кому-либо, после некоторых поисков они встретили хореографа Майкла Риккио, который, в свою очередь, нашёл для них профессиональных танцоров, заинтересованных в проекте и готовых работать бесплатно. После того, как Риккио и режиссёр Клинт Кейдж разработали движения для танцоров, последним потребовалась лишь одна репетиция перед съёмками, занявшими всего один день.

Некоторые фильммейкеры, работавшие над «Нашим ремейком “РобоКопа”», потратили гораздо больше времени и сил на создание своих сцен, чем другие. Два наиболее ярких примера – братья Дэвид и Джеймс Кодежлиа, построившие практически точную копию робота ED-209, и Джеффри Макс и Зак Джонсон из команды Fatal Farm, переснявшие сцену предотвращения РобоКопом попытки изнасилования.

Дэвид и Джеймс Кодежлиа (сцена 09)

«Мы пришли на проект позже других, так что свободных сцен оставалось немного. Однако мы были очень удивлены, когда узнали, что сцена с насильниками всё ещё незанята. В “РобоКопе” множество отличных сцен, но мы не могли пройти мимо той, в которой людям стреляют между ног», – рассказывает Джеффри Макс.

На фанатском форуме, посвящённому «РобоКопу», Джеффри и Зак нашли одного из самых больших поклонников оригинального фильма – Рейко Галвеса, который являлся владельцем аутентичного костюма РобоКопа, пистолета Auto 9 и полицейского автомобиля с эмблемой OCP. Приняв предложение Fatal Farm об участии в съёмках фильма, Галвес приехал в Лос-Анджелес из самой Аризоны, прихватив с собой коллекционный реквизит.

Большая работа была проведена и над костюмами насильников – мастер по спецэффектам Дженн Роуз в одиночку изготовила почти две дюжины фальшивых мужских гениталий, изнутри заполненных искусственной кровью и петардами. Они прикреплялись к нижнему белью телесного цвета, которое актёры надевали поверх защитных раковин, обычно используемых игроками в американский футбол. Всё это происходило под присмотром профессионального пиротехника, отвечавшего за безопасность на съёмочной площадке.

Съёмки продлились два дня, но, с учётом подготовительного периода и стадии пост-продакшена, на создание сцены ушло полтора месяца. «Возможно, мы потратили немного больше денег, чем следовало на такую глупую вещь, как фанатский ремейк “РобоКопа”, но иногда стоит раскошелиться, чтобы сделать вещи, которые действительно хочешь увидеть на экране», – заключает Джеффри Макс.

Джеффри Макс, Рейко Галвес и Зак Джонсон (сцена 27)

Сцена Fatal Farm берёт графическое насилие и чёрный юмор «РобоКопа» и возводит их в квадрат. Режиссёр Бен Плюймер же в своей сцене – наоборот – решил показать то, чего, по его мнению, не хватает в оригинальном фильме: «В “РобоКопе” всё отлично – актёрская игра, диалоги, насилие, но в нём нет никакой обнажёнки, и я всегда думал, что это большая ошибка. Попытаться в каком-то смысле превзойти оригинал показалось мне забавным вызовом».

Получив сцену кокаиновой вечеринки в доме Боба Мортона, Плюймер решил снять её в стиле телесериала «На дне», и в ключевой момент включить замедленный монтаж под энергичную музыку. На роли Мортона и Бодикера режиссёр пригласил своих друзей Сэма Брауна («Городские приматы») и Уэйда Рэндольфа (Web Soup), а для того, чтобы найти исполнительниц ролей моделей, продюсер Эдди Райан поместил объявление о кастинге на крупном интернет-сайте. Только за первый день на него откликнулось около 300 женщин – в основном это были начинающие актрисы 19-20 лет, обрадовавшиеся возможности пройти прослушивание на роль кокаиновой проститутки №2. Однако Плюймер решил, что будет неправильным нанимать настоящих актрис на роли, для которых был важен только размер груди. «Я не хотел быть НАСТОЛЬКО жутким», – говорит он.

Сэм Браун, Моника и Кассандра (сцена 40)

Тогда было решено прибегнуть к услугам профессионалок. Продюсер обратился в стриптиз-агентство, и в назначенный день в квартиру Плюймера явились две стриптизёрши, назвавшиеся Моникой и Кассандрой. Сцены с участием девушек сняли очень быстро, так как денег, чтобы оплатить их услуги, у создателей хватало лишь на четыре часа. Первоначально Плюймер также хотел включить в свою сцену момент из оригинального фильма, в котором Бодикер несколько раз стрелял Мортону в ноги, только в этот раз тот ничего бы не почувствовал, так как находился под кайфом от кокаина. Однако от этой затеи пришлось отказаться ввиду нехватки бюджета.

Сэм Браун: «Мой друг Бен Плюймер попросил меня сыграть Боба Мортона в сцене его смерти. Я согласился и отлично провёл время на съёмках вместе со стриптизёршами. Затем режиссёр Пол Боннано обратился ко мне с просьбой сыграть Дика Джонса в последней сцене фильма. Я решил, что будет весело сперва сыграть парня, которого убивают, а затем – парня, заказавшего его убийство в сцене, где его самого убивают. Это нечто такое, что можно увидеть в фильме Тарковского… Я ведь получу дополнительные очки за упоминание русского кинематографа?»

Разумеется, Плюймер – не единственный, кто во время съёмок столкнутся с подобной проблемой. Джастин Джонсон из The Indie Machines рассказывает о том, как возникшие ограничения при работе над сценой заставили их использовать свою фантазию: «Дэйв Сигер попросил нас переснять сцену на сталелитейном заводе – одну из самых сложных в фильме. Мы хотели сделать её в виде музыкального номера с настоящими актёрами, но позже поняли, что поиски подходящих локаций для съёмок и постановка экшен-сцен могут оказаться очень непростыми».

The Indie Machines

Одновременно со съёмками «Нашего ремейка “РобоКопа”» The Indie Machines работали над документальным фильмом о режиссёре Ар Джи, активно использующем в своих малобюджетных фильмах игрушечные фигурки, и это вдохновило их поступить так же: «Снять сцену с помощью игрушек показалось нам самым лучшим решением. Но, несмотря на это, мы не забыли о своей идее про музыкальный номер».

Слова и музыку для сцены написали друзья Джонсона из The Key of Awesome – интернет-шоу, снимающего музыкальные пародии для популярного YouTube-канала Barely Political. Чтобы номер сработал, необходимо было придумать способ придать игрушкам больше выразительности, и Джонсон, являясь монтажёром команды, прикинул, что будет не слишком трудно снять головы реальных актёров на зелёном фоне, а затем с помощью трекинга движения переместить их на тела игрушек. Благодаря тому, что при съёмках сцены The Indie Machines были очень преданы оригиналу в плане операторских решений, у них на руках уже имелась вся необходимая раскадровка, и на процесс, названный ими «Face-Replace», ушло чуть больше недели. «Я не видел, чтобы такое делали до нас, так что, возможно, мы изобрели что-то новенькое», – радуется Джонсон.

У большинства участников «Нашего ремейка “РобоКопа”» уходило на на съёмку сцен в среднем по 2-3 недели, но, несмотря на несколько неожиданных уходов с проекта, фильм был сделан всего за три месяца. Его премьера состоялась 26 января 2014 года в Лос-Анджелесе, 6 февраля он был показан зрителям в Нью-Йорке, а на следующий день появился на сайте ourrobocopremake.com.

«Я провёл весь этот день, читая зрительские отзывы в Интернете, – признаётся Дэйв Сигер. – Самый лучший комментарий, который я прочитал, был о том, что кто-то начал смотреть «Наш ремейк “РобоКопа”», затем остановился, чтобы впервые посмотреть оригинал, и только закончив его, возобновил просмотр нашего фильма. То есть, кто-то настолько проникся идеей, что сначала захотел посмотреть оригинального “РобоКопа”, а уже после этого насладиться нашим ремейком. Это был именно тот отклик, на который я рассчитывал».

Несмотря на то, что фильм фактически нарушает авторское право, Сигер совершенно не переживает за последствия: «Я не советовался с адвокатами, и через мои руки не проходили никакие документы. Было бы забавно получить судебный иск от MGM – я бы удалил фильм с официального сайта с широкой улыбкой на лице, зная, что его уже скачали 10 000 раз, загрузили на торренты и на YouTube. Интернет нельзя остановить!»

Критики называют «Наш ремейк “РобоКопа”» интересным, креативным и странным фильмом. Некоторые отмечают, что не все сцены одинаково хороши, так как их создатели обладают разным чувством юмора. Однако большинство рецензентов хвалят общий тон фильма, достигнутый благодаря тому, что все причастные к проекту люди получают от съёмок неподдельное удовольствие. При этом абсолютно все критики согласны с тем, что фильм Сигера и компании – это единственный ремейк «РобоКопа», заслуживающий просмотра.

К слову, Сигер так и не посмотрел фильм Жозе Падильи в кинотеатре: «Я был слишком занят и, честно говоря, не чувствовал особой нужды сходить на него. Что довольно забавно, учитывая, что я потратил три месяца, создавая собственный ремейк. Может быть, стоит дать этому фильму шанс?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here