Сирота, наследник огромного состояния Брюс Уэйн решает бороться с преступностью своими силами. Для этого он надевает костюм летучей мыши и становится Бэтменом – беспощадным мстителем в маске, бросающем вызов всему криминальному Готэму.

Созданный Бобом Кейном и Биллом Фингером в 1939 году Бэтмен – один из самых популярных героев комиксов. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы, рейтинги и исследования. Начиная с 1943 года протагонист регулярно попадал на страницы газет и журналов, становился главным действующим лицом в мультфильмах, настольных, компьютерных и приставочных играх, телесериалах и полнометражных картинах. Самой заметной постановкой из числа последних долгое время оставалась лента 1989 года, которую снял тёмный сказочник Тим Бёртон. Её сиквел, вышедший три года спустя, хоть и оказался увлекательным неоготическим фильмом, не сумел превзойти оригинал. А две постановки от Джоэла Шумахера, появившихся на свет в середине девяностых, хотели бы забыть не только все поклонники франшизы, но и, по всей вероятности, сам создатель.

В начале нулевых за осуществление перезагрузки киносериала взялся Кристофер Нолан – к тому моменту амбициозный молодой автор, создатель трёх игровых лент, в число которых входил отмеченный критиками психологический детектив «Помни». Англо-американский режиссёр справился с задачей. Его «Бэтмен: Начало» был восторженно принят критиками и получил коммерческий успех. Изначально студией Warner Bros. была задумана трилогия, а потому ключевые актёры первой части – Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Морган Фриман и Гэри Олдман – должны были вернуться в продолжении.

Для работы над сценарием второго фильма был приглашён штатный автор студии Дэвид С. Гойер («Блэйд», «Телепорт»). В феврале 2006 года к Гойеру присоединился родной брат режиссёра – продюсер и драматург Джонатан Нолан, в последние годы получивший известность в качестве одного из шоураннеров сериала «Мир Дикого Запада». В своё время именно написанный им в университетские годы рассказ лёг в основу сценария «Помни».

А вот участие самого Кристофера некоторое время было под вопросом. Постановщик намеревался заняться экранизацией романа Кристофера Приста «Престиж». Мэйджор же ратовал за быстрое производство сиквела о Бэтмене, а это означало одно – в таком случае работу над сторонним проектом пришлось бы отложить. В результате непростых переговоров стороны достигли соглашения: студия пошла на уступки, и кинематографист занялся «Престижем»; продолжение трилогии было отложено на неопределённый срок.

Вынужденная заминка позволила Warner Bros. чуть больше времени уделить подготовительному процессу. Пока проект находился на этапе препродакшена, начался отбор исполнителей. Противником Бэтмена в новом фильме должен был стать Джокер. Намёк на грядущее появление одного из главных врагов супергероя было сделано ещё в финале первой части. Естественно, это стало объектом для спекуляций в прессе.

Ходили слухи, что Джокером могут стать Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Пол Беттани, Лейчи Халм, Эдриан Броуди, Робин Уильямс, Джонни Депп, Криспин Гловер и Шон Пенн. Больше всего шансов было у Карелла – это был отличный шанс для комедианта, стремящегося выйти за рамки привычного амплуа. Но судьба распорядилась иначе, и 1 августа 2006 года было объявлено, что главного антагониста в будущей постановке сыграет Хит Леджер. Часть общественности восприняла это назначение в штыки – интернет наполнился призывами убрать актёра из проекта.

Разумеется, гневные петиции и просьбы остались без внимания студии, и звезда «Братьев Гримм» и «Горбатой горы» осталась в касте кинофильма. Сам актёр не скрывал энтузиазма, с которым взялся за новую роль: «Очевидно, мой Джокер не будет похож на Джокера Николсона. Новый образ станет более тёмным и сложным. За основу мы берём стиль “Заводного апельсина”». Но утверждение Леджера стало не единственным поводом для недовольства фанатов. Кэти Холмс не смогла принять участие в сиквеле, и в роли подруги мистера Уэйна Рэйчел её сменила Мэгги Джилленхол. Это не слишком обрадовало публику, давно не удивляющуюся заменам актёров в дешёвых мыльных операх, но не привыкшую к таким пертурбациям в дорогостоящих голливудских проектах.

В сентябре 2006 года на одной из встреч с поклонниками Кристофер Нолан подтвердил, что в новой картине также появится Харви Дент – окружной прокурор Готэм-сити, в результате несчастного случая превращающийся в опасного гангстера Двуликого. Роль отошла Аарону Экхарту, но одним из основных кандидатов долгое время числился Мэтт Дэймон. В том же месяце было озвучено официальное название ленты – «Тёмный рыцарь». Впервые в истории кинофраншизы в названии фильма отсутствовало имя заглавного героя.

До Нолана мало кто отваживался взглянуть на супергероев сквозь призму социальных, философских или нравственных проблем

13 апреля 2007 года стартовал производственный процесс. Основным пристанищем для команды Нолана, как и в первом фильме, выступил Чикаго. Город должен был вновь «сыграть» роль Готэма. Кроме него бригада англо-американца посетила знаменитую лондонскую Pinewood Studios и Гонконг. На съёмках были задействованы прогрессивные камеры формата IMAX. Таким образом, «Тёмный рыцарь» стал первым художественным фильмом, частично снятым при помощи данной технологии.

Работали не покладая рук и дизайнеры. Специально для сиквела костюм Бэтмена был модернизирован: теперь Кристиан Бэйл мог свободно поворачивать голову (этот момент особо обыгрывается в самом фильме). А Хит Леджер, готовясь к ответственной роли, на целый месяц уединился в номере отеля. Чтобы войти в образ, помимо картины Стэнли Кубрика, актёр вдохновлялся басистом британской панк-рок-группы Sex Pistols Сидом Вишесом.

Незадолго до выхода фильма на экраны пришли печальные известия – умер Хит Леджер. 22 января 2018 года артист был найден мёртвым в своей квартире на Манхэттене. Экспертиза выявила, что смерть наступила в результате случайной комбинации безопасных в отдельности, но ядовитых в смешанном виде выписанных актёру лекарств. Это, а также трагическая гибель во время съёмок картины каскадёра Конвея Уиклиффа, омрачило предпремьерные дни.

Однако, невзирая на все злосчастья, «Тёмный рыцарь» ждал успех как в бокс-офисе (лента собрала чуть более одного миллиарда долларов в общемировом прокате, став на время самым кассовым кинокомиксом в истории), так и у критиков. Акулы пера не жалели восторженных эпитетов, называя «Тёмного рыцаря» «увлекательной трагедией», «сложной и незабываемой картиной», «захватывающей сагой о преступном мире», «самой совершенной и зрелищной работой Нолана» и «более глубокой постановкой, чем любой голливудский фильм, основанный на комиксах».

Но были у постановки и отрицательные рецензии. Ругающие ленту эксперты сходились во мнении, что озвучка Бэтмена (когда Уэйн надевает свой костюм, он использует специальное приспособление для изменения голоса) могла бы быть намного чётче. Также в негативном ключе чаще всего отмечали слабую хореографию постановочных рукопашных сражений и мегаломанский поиск Нолана многозначительности и философичности.

Но всё же похвалы было намного больше. Ребут сверхпопулярного героя не только посрамил критиков, утверждавших, что новая инкарнация Брюса Уэйна непременно потерпит неудачу, но и установил новую планку для экранизаций комиксов. Фильм вдохнул жизнь в заплесневевший образ Джокера, поразил технической совершенностью, а также стал свежей интерпретацией мифа в кино. Убедительно доказав, что сказочное можно трансплантировать в невыдуманное, что легенда соприкасается с реальностью куда чаще и больше, чем мы могли бы представить, Нолан снял один из главных фильмов нулевых, в сегменте развлекательного, массового кино уж точно.

режиссёр доказал, что сказочное можно трансплантировать в невыдуманное, что легенда соприкасается с реальностью куда чаще и больше, чем мы могли представить

До британского постановщика мало кто отваживался взглянуть на супергероев сквозь призму социальных, философских или нравственных проблем, соединяя при этом фантастическое и повседневное. То, что было в порядке вещей для комиксов (персонажи рисованных историй давно и успешно превратились в метафорических предводителей и солдат, угнетаемых и угнетённых) или большого, «взрослого» драматического кино, казалось невозможным в фильмах про «героев в трико». Более привычным для рисованных персонажей был мир абсолютно сказочный, иллюзорный, где всецело властвовал жанр буффонады, а их не воспринимали как личностей, как объёмных и сложноустроенных героев.

Но уже год спустя после «Тёмного рыцаря» вышла другая заметная экранизация комикса – «Хранители», – поставленная по графическим романам прославленного Алана Мура. Проекты разрабатывались практически параллельно, поэтому нельзя не усмотреть в этом определённой тенденции, которая чётко прослеживалась и в будущем (так, даже во вроде бы легковесных «Стражах галактики» или замкнутой в микромире «Чёрной Пантере» можно отыскать глубинный смысл). Но пример всем последующим лентам задал именно «Тёмный рыцарь».

За счёт чего Кристоферу Нолану удалось создать свой шедевр? Прежде всего благодаря врождённому таланту. Умению балансировать между двумя противоположными полюсами (кино интеллектуальное и развлекательное, история интимная и масштабная, образ сложный и простой), оставаясь при этом верным своим идеалам, скрупулёзной работе с деталями и невероятному чувству стиля могли бы позавидовать многие авторы-современники. Не зря киноведы часто относят творчество Нолана к так называемому арт-мейнстриму – находящимся на стыке между артхаусом и популярным кино.

Вот и в этот раз британец решил пойти по извилистому пути: его Брюс Уэйн должен был стать реальным человеком – таким, на место которого мог бы поставить себя любой зритель (кажется, многие из нас были бы не против оказаться на месте красавца-миллиардера в самом расцвете сил). Однако этого было мало. Этимологически Бэтмен – самый близкий для простого смертного супергерой. Он и так никогда не обладал способностями Супермена, Зелёного Фонаря или Чудо-женщины. Преимущества протагониста всегда были сосредоточены в развитом интеллекте, необоримом стремлении к подвигу и обострённом чувстве справедливости. В этом он напоминает некоторых классических литературных персонажей (например, Робин Гуда или Айвенго). В этом проявляется связь мифа с действительностью.

Отказавшись от разнообразных полуфантастических гаджетов героя в маске (из арсенала Уэйна исчезли криптонит – радиоактивное вещество, попавшее на Землю вместе с Суперменом, – лазерный меч, особо мощные пулемётные турели на Бэтмобиле, сверхпрочные доспехи), автор деконструировал мир Готэма, заставав по-новому взаимодействовать фантазию и реальность. Вселенная Бэтмена получилась не только мрачнее и серьёзнее (это бы не сильно изменило общий контекст), но и обзавелась собственными правилами. Точнее, отсутствием оных. Для воплощения этой задумки в повествовательную линию как раз и был введён главный антагонист.

Действительно, подлинный герой тёмного мира Нолана – Джокер. Изначально созданный с оглядкой на один из самых популярных образов актёра немого кино Конрада Фейдта – Гуинплена Виктора Гюго – злодей ещё до экранизации Нолана обзавёлся внушительной фанбазой. Но благодаря стараниям сценаристов и феноменальному Леджеру (актёру за роль был посмертно вручён «Оскар») трансцендентный палач, вечно смеющийся (или насмехающийся?) злодей, гений преступного мира, страшный изувер, психопат и террорист превратился в гиперболизированную, вывернутую наизнанку версию пороков современного общества. Отбросив привычную стереотипным злодеям мотивацию (жажда денег, славы или завоевание мира), режиссёр сделал из Джокера намеренно корявую копию радикалов-экстремистов, берущихся за оружие не «потому», но «вопреки». Ведь отсутствие логики – тоже логика.

Отбросив привычную стереотипным злодеям мотивацию, нолан сделал из Джокера намеренно корявую копию радикалов-экстремистов, берущихся за оружие не «потому», но «вопреки»

Подтекст «Тёмного рыцаря» глубже и сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Как происходят те или иные скрытые процессы в мировой экономике, почему значительная часть людей на планете голодает, что гонит террористов-смертников на верную смерть и массовые убийства, почему отец ненавидит сына, а сын насилует собственную мать? Все эти вопросы в полной мере могут быть адресованы и убийце с улыбкой от уха до уха. Но ответит ли он на них, сможет ли изречь хоть одно слово? Едва ли.

Он мучает и убивает, взрывает и похищает не потому, что преследует какую-то цель, а потому, что не может поступать иначе; такова его сущность, таково его глубинное понимание природы вещей. В этом неизбежном столкновении чистого порядка, который в полной мере воплощён в Брюсе Уэйне, и абсолютного хаоса, синонимом которого является Джокер, и сосредоточены самые привлекательные, заставляющие пересматривать фильм раз за разом, черты «Тёмного рыцаря».

Но для того, чтобы конфликт работал, необходимо было дотошно прописать мир, в котором будут жить и существовать противопоставляемые личности. И вот мы видим, как обездоленный готов умереть за правое дело, как полицейский ничтоже сумняшеся предаёт сослуживца, как зарождаются ростки сомнения в душе неподкупного государственного служащего, как даёт слабину рыцарь без страха и упрёка. Сказка превращается в реальность, а реальность с оглушительным грохотом проваливается в сказку.

В этом единстве противоположностей – ключ к успеху. И Нолан задействует этот принцип на полную катушку. В его вселенной Бэтмен не может существовать без Джокера, лжец – без правдоруба, любовь – без ненависти, красота – без уродства (показательный пример – трагическая судьба Харви Дента), предатель – без героя. Применяя этот ход, англо-американец приближает своё творение к самой жизни, где нет места абсолютным чёрному и белому цветам.

Но успех полотна не был бы полным, если бы не завораживающая музыка Джеймса Ньютона Ховарда и Ханса Циммера, вдохновенная работа со звуком, великолепная картинка за авторством постоянного оператора Нолана Уолли Пфистера, потрясающий монтаж, спецэффекты, декорации, грим и актёры, занятые в главных и второплановых ролях.

Гэри Олдман в образе честного соратника Бэтмена, Морган Фриман, облачившийся в одежды управляющего компанией Уэйнов, Мэгги Джилленхол, сыгравшая внешне ранимую, но сильную внутри Рэйчел Доуз, провозглашённый «Белым Рыцарем» Готэма Аарон Экхарт, Эрик Робертс, перевоплотившийся в колоритного мафиози Сальваторе Марони, Майкл Кейн, надевший маску умудрённого опытом дворецкого и Кристиан Бэйл, вновь примеривший костюм Бэтмена, стали украшением на праздничном торте Кристофера Нолана.

Но настоящей вишенкой оказался Хит Леджер и его одиозный Джокер. Самозабвенная, ярчайшая игра артиста – один из наиболее притягательных плюсов «Тёмного рыцаря». Его отыгрыши, импровизации, заготовки стали визитной карточкой фильма. Наверняка без персоны австралийца триумф блокбастера был бы не таким оглушительным. Конечно, скоропостижная кончина актёра мифологизировала как самого Леджера, так и «Тёмного рыцаря» (здесь мы снова возвращаемся к фундаментальному вопросу о связи легенды и реальности). Но даже если абстрагироваться от этого, нельзя не признать заслугу лицедея в том, что произведение Нолана удалось на славу, что конфликт Бэтмена и Джокера вышел таким ярким, запоминающимся и напряжённым.

Подобно доктору Джекилу и мистеру Хайду, сооружая грандиозные планы и продумывая всё новые ходы, искренне желая погибели друг друга, эта пара обречена на бесконечную борьбу. Первородное, присущее не только кинематографу, но и нашей жизни противостояние никогда не окончится. Оно будет длиться до тех пор, пока существует сама жизнь, пока существует человечество. А это означает, что схватка добра со злом будет опять и опять вдохновлять писателей и художников, режиссёров и поэтов, танцоров и актёров, скульпторов и фотографов на создание впечатляющих, всеобъемлющих и заставляющих рассуждать о природе вечного произведений искусства. Таких, как художественная лента Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here