Жизнь

Когда несостоявшийся джазмен Джо Гарднер (Джейми Фокс) погибает, его душа попадает на небеса. Неожиданно она оказывается в некоем подобии лимба, откуда души спускаются в мир живых. Но всё идёт не совсем так, как можно было ожидать – вместе с душой Гарднера на Землю отправляется душа под номером 22 (Тина Фей), которая ещё не осознала, кем хочет там быть.

Новый анимационный фильм Pixar «Душа» может вызвать ассоциации с другим проектом калифорнийской студии – вышедшей в 2017 году лентой «Тайна Коко». На первый взгляд картины на самом деле похожи. По крайней мере, тематически: их сюжеты вращаются вокруг путешествий из мира живых в мир мёртвых, а главные герои произведений – музыканты.

Но вместе с тем полотно Пита Доктера и Кемпа Пауэрса отличается от творения Ли Анкрича и Эдриана Молины: идейно и структурно. Если в основе картины о попавшем в Страну Мёртвых мексиканском подростке на первый план выведена тема взаимоотношений отцов и детей, то в центр «Души» помещены сложные метафизические вопросы о жизни и смерти.

Это, однако, не превращает мультфильм в скучную назидательную философскую притчу. Напротив, он очень удачно совмещает в себе увлекательные приключения и размышления о высоких материях. Придуманная авторами вселенная, в которой одни души отправляются в Великое Запределье, а другие в ожидании путешествия на Землю находятся в Великом До, вызывает широкий спектр эмоций.

История развивается на фоне минималистичных пейзажей загробного царства, который населяют напоминающие Каспера из одноимённого фильма сущности, а также залитых ласковым солнцем уютных улочек и зелёных парков Нью-Йорка.

Обаятельные трогательные герои обоих миров, среди которых особенно выделяются озорной кот-непоседа и Номер 22, близки и понятны зрителю. Они – проводники авторских идей – смешно и ненавязчиво говорят о судьбе, детерминизме (!) и самопознании.

Впрочем, уже с самого начала создатели заявляют: фильм не такой простой, как можно предположить. В прологе протагонист лишается жизни, и его душа отправляется в Великое Запределье. В любом другом произведении это могло бы быть чересчур жестоко по отношению к маленькому зрителю. Однако выбранный постановщиками тон – непринуждённый, дружеский, немного иронический – не допускает и намёка на то, что детям будет страшно. Умение с юмором, просто и понятно рассуждать о сложных проблемах – особое умение сотрудников Pixar, и в «Душе» они в очередной раз его демонстрируют.

Доктер и Пауэрс убедительно доказывают: с маленькими зрителями можно и нужно говорить о смерти. Они делают это с юмором и серьёзно, иносказательно и напрямую. При этом ни на секунду не покидает мысль: жизнь прекрасна.

Заложенные в картину смыслы работают на нескольких уровнях. Например, для детей Великое До – красочный мир с забавными персонажами и интересной системой подготовки душ к путешествию на Землю. Но для взрослых этот розово-фиолетовый мир – метафорический способ изображения процесса воспитания.

Когда ребёнок только начинает познание мира, очень легко совершить ошибку, выдав свои желания и устремления за желания и устремления своего чада. Как правило, таким образом родитель пытается претворить в жизнь собственные нереализованные амбиции, компенсировать неудачи.

Именно поэтому Номер 22 попадает на Землю в качестве музыканта – это не её мечта. Но только пройдя путь до конца, она узнает цену жизни и получит представление не только о мире вокруг, но и, прежде всего, о самой себе.

Показывая путь героев, Pixar удачно совмещают драму и комедию. Остроумные эпизоды с Авраамом Линкольном, Махатмой Ганди и Матерью Терезой, а также многочисленные сцены отправляющихся в трудновыполнимую, но крайне занимательную одиссею Джо и Номера 22, отвечают за эксцентрическую комедию. А молчаливые отступления, сопровождающиеся лишь музыкальными вкраплениями и отдалённо напоминающие творчество американского поэта Уоллеса Стивенса, добавляют абстракции и мелодраматизма.

С другой стороны, истории с переселением душ не раз использовались в кино. За последние десятилетия они уже успели изрядно надоесть даже массовому зрителю. Создатели «Души» идут по скользкой дорожке, едва не превращая ленту в копию копий – сюжетно далеко не оригинальную постановку с клишированными приёмами и легко угадываемым с самого начала хэппи-эндом. В отдельные моменты (большинство экшен-сцен при участии Джо и Номера 22) анимационный фильм выглядит как странная смесь из сказочной «Этой замечательной жизни», фарсовой «Их поменяли телами» и сентиментальной «Защищая твою жизнь», и это отнюдь не комплимент работе Доктера и Пауэрса.

К счастью, благодаря неплохим шуткам, виртуозной визуальной составляющей, объёмным героям, которым хочется сопереживать, и пышному саундтреку фильм сохраняет собственную идентичность, выводя на передний план основные мысли о жизни, смерти и предназначении.

Конфликт Джо Гарднера и Номера 22 кажется важным и сложным только поначалу. У этих героев нет прямого столкновения, а их ссоры и недопонимания происходят преимущественно из-за внутренних разногласий персонажей. Так и не получивший при жизни славу музыкант вынужден подстраиваться под выдуманные им же самим идеалы. В ходе бесконечной погони за мнимой целью он забывает о простых радостях жизни: прогулке на свежем воздухе, наблюдении за закатом в нежных объятиях любимого человека, удовольствии от еды, преподавании и заботе о близких.

А Номер 22 до такой степени боится быть самой собой, что идёт на любые ухищрения, дабы сохранить статус-кво – остаться в Великом До, где всё легко и понятно. Она цинична, но только на первый взгляд. За пренебрежением к общепринятым нормам поведения скрывается тонко чувствующая, рефлексирующая душа. Страх перед неизвестностью и ужас от прессинга общества, требующего ничем не отличаться от остальных, влекут Номер 22 в потусторонний сумрачный мир, выбраться из которого непросто.

Стоит ли говорить, что и Джо, и 22 – это две грани одной личности, в которой каждый из нас может легко узнать себя? Ведь все мы на разных этапах жизненного пути задавались вопросами, которые перманентно возникают перед героями «Души»: как отыскать свой путь, но остаться при этом самим собой, нужно ли прикладывать усилия, чтобы заслужить одобрение социума? Парадоксально, но найти ответы на них одновременно легко и сложно. Именно это показывает анимационный фильм.

Только честность перед самим собой и открытость миру позволит справиться с хандрой. Переоценка жизненного опыта – процесс сложный, но зачастую необходимый. Удивительно, но, кажется, Pixar сняли свой первый фильм о кризисе среднего возраста.

Участливый школьный учитель музыки Джо Гарднер из «Души» – отдалённый «родственник» химика Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие», режиссёра Гвидо Ансельми из «Восьми с половиной» Федерико Феллини и актёра Риггана Томсона из «Бёрдмэна» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Проблемы, беспокоящие этих героев схожи, вот только методы их решения они предпринимают разные.

Вместе с тем, несмотря на в целом беззаботную историю, «Душа» совсем не чурается взрослых тем. Ненавязчиво она демонстрирует социальное расслоение в обществе, проблемы расового характера и сексизм. Все эти мотивы щедро приправлены добрым юмором и рассуждениями о природе мироздания.

Сочетая в себе вроде бы несочетаемые вещи, картина Доктера и Пауэрса оказывается очередным попаданием калифорнийской студии в цель. «Душа» – это настоящий гимн жизни и тем возможностям, которые она открывает для каждого из нас. Это захватывающее авантюристическое кино в лучших традициях роуд-муви, изобретательное и смешное. Наконец, это глоток свежего воздуха в условиях пандемии и тотального разобщения, один из самых гуманистических фильмов прошлого года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here