За последние десятилетия интерес к «чисто» британскому киножанру heritage film (дословно фильм-наследие) несказанно возрос. Свидетельством этому могут служить как настоящие мейнстримные хиты, такие как «Гордость и предубеждение» (2005) или «Король говорит!» (2010), так и британские мини-сериалы – от «Саги о Форсайтах» (2002) до недавнего «Аббатства Даунтон». Попробуем разобраться, что способствует неугасимой популярности heritage film у современной аудитории.

Если верить словарю, наследие – «явление культуры, быта и т.п., унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников». Согласно этому определению, наследие – это что-то, полученное по праву наследования. История зарождения жанра heritage film тесно связана с политическим контекстом эпохи. В 1980 году британское консервативное правительство во главе с Маргарет Тэтчер принимает закон о сохранении национального наследия (National Heritage Act), призванный поощрять продвижение и демонстрацию прошлого как ключевого элемента в индустрии британского наследия. Одной из самых значительных частей этой индустрии являлось производство и выпуск так называемых heritage movies.

Огненные колесницы

Своё вдохновение новоиспечённый киножанр черпал как в XIX веке, так и в викторианской эпохе начала XX века и концентрировался на жизни высшего английского общества, времени, когда Британия была империей, то есть одной из сильнейших держав на мировой арене. Основой сценариев служили литературные произведения классических английских авторов: Оскара Уайльда, Чарльза Диккенса, Томаса Харди, Э.М. Форстера, Джейн Остин, сестёр Бронте. В начале 1980-х годов в эпоху расцвета видеосалонов идея демонстрации на экране романтизированного изображения прошлого оказалась очень привлекательной для зрителей, уставших от вездесущего телевидения и однотипных голливудских блокбастеров. Неудивительно, что огромный успех ждал фильмы, снятые именно в жанре heritage.

Первым фильмом-прорывом в жанре принято считать «Огненные колесницы» (1981). Это британская драма, основанная на реальных исторических событиях, о соперничестве двух атлетов-бегунов, студента Кембриджа, еврея Гарольда Абрахама, и шотландского миссионера Эрика Лиддела, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже. Фильм о противостоянии двух характеров и двух противоположных мировоззрений оказался по-настоящему успешным, получив 2 премии Каннского кинофестиваля, 4 премии «Оскар», 3 премии BAFTA и множество других наград.

Гордость и предубеждение

За «Огненными колесницами» последовал мини-сериал «Возвращение в Брайдсхед» с Джереми Айронсом, снятый по мотивам романа Ивлина Во, в котором были тонко прописаны характеры уходящей эпохи процветания английской аристократии. Но главные фильмы, снятые в жанре heritage – это работы американского кинорежиссёра, лауреата «Оскара» и других кинопремий Джеймса Фрэнсиса Айвори, известного своими тонко выверенными экранизациями классических британских романов Генри Джеймса и Эдварда Моргана Форстера («Комната с видом» (1985), «Усадьба Говардс Энд» (1992), «На исходе дня» (1993)), то есть представителей англо-американского психологического реализма начала XX века. По признанию кинокритиков, американец Айвори в своём творчестве всегда «старался быть ещё большим британцем, чем сами англичане».

Успех этих фильмов заставил дать имя новоиспечённому жанру. Понятие heritage film ввёл британский культуролог и киновед Эндрю Хигсон в своей работе «Английское наследие, английский кинематограф». Хигсон отмечал, что этот термин не является универсальным и самостоятельным понятием и тесно связан с остальными жанрами.

Возвращение в Брайдсхед

Рассмотрим ближайшие жанровые категории, относящиеся к heritage film:
эпохальные фильмы – фильмы, в которых изображено достаточно далёкое прошлое;
литературные адаптации – фильмы, основанные на произведениях литературы, необязательно относящихся к прошлому;
исторические фильмы – фильмы, которые относятся к прошлому и изображают знаменитых людей в сопутствующем историческом контексте;
костюмные драмы – фильмы об одном из периодов прошлого, сфокусированные на жизни вымышленных персонажей в красивых декорациях и предназначенные для телевизионного просмотра.

По мнению Хигсона, жанр heritage film стоит где-то между эпохальной драмой (что автоматически означает и костюмную драму) и литературной адаптацией. В широком понимании термина, жанр heritage film можно определить, как фильм, действие которого происходит в XIX или начале XX века в Англии, в котором изображена жизнь среднего и высшего классов, а прошлое представлено в идеализированной исторической перспективе. Исходя из этой характеристики (то есть ностальгической перспективы), heritage film не стоит путать с так называемыми ретро- и ностальгическими фильмами. В противоположность heritage film, последние жанры стараются отразить атмосферу и стиль эпохи, необязательно далёкой, но безвозвратно утерянной, что не всегда подразумевает литературную адаптацию, но сценарий которых обязательно базируется на сопутствующих документах ушедшей эпохи.

Пелле-завоеватель

Исходя из определения жанра, можно выделить основные черты heritage film:
– это фильмы преимущественно британского производства и могут быть классифицированы как британские или частично британские. Например, экранизация «Эммы» компанией «Мирамакс», подготовленная американским сценаристом и режиссёром с американо-английскими актёрами или фильмы Джеймса Айвори;
– фильмы, изображающие события британской, в частности, английской истории до начала Второй мировой войны (например, «Огненные колесницы») или являющиеся экранизацией классической английской литературы (например, адаптации романов Бронте, Остин, Форстера и других);
– чаще всего это фильмы, снимающиеся в Англии, где можно найти подходящие пейзажи и архитектурные памятники нужного исторического периода;
– в фильмах показана повседневная жизнь аристократических слоёв высшего общества викторианской Англии;
– фильмы этого жанра часто фокусируются на изображении характеров, а не на собственно повествовательной основе, что сказывается на особенностях операторской работы.

Последняя черта особенно важная. Фильмы в жанре heritage film принято считать визуально безупречными. Эффект замедленного, грациозного повествования достигается путём съёмок длинных планов и практически полным отсутствием немедленного драматического действия. В основе сюжета – любовные истории, которые обращены прежде всего к женской аудитории. Именно поэтому акцент в фильмах смещается на сильные или неординарные женские персонажи, как в произведениях Джейн Остин. От костюмной драмы в этих фильмах присутствует атмосфера ностальгии по порядку и красоте прошлого. Всё это сопровождается классическим музыкальным рядом, который призван отразить эмоциональное состояние героев. Романтизированное изображение прошлого, безупречный изобразительный ряд, скрупулёзная операторская работа, замедленный темп повествования, атмосфера, в которой господствует эстетика утончённости, кинодекорационное искусство в определённом стилевом исполнении – всё это характерные черты heritage film. И хотя до сих пор такие фильмы считались исконно британскими, другие страны периодически обращаются к этому жанру.

Из Африки

Пальму первенства, конечно, удерживает США с его бесконечными адаптациями (особенно в последнее время) английских романов Джейн Остин и сестёр Бронте. Особого внимания заслуживает оскароносный фильм «Из Африки» (1985), снятый американским режиссёром Сидни Поллаком с Мэрил Стрип и Робертом Рэдфордом в главных ролях, основанный на автобиографической книге Карен Бликсен. Не отстаёт и Европа, особенно Франция, расцвет жанра heritage в которой пришёлся на 1990-е годы. Достаточно назвать экранизации романов Александра Дюма, пришедшихся на этот период, и фильмы вроде «Индокитая» (1992) с Катрин Денёв и Венсаном Пересом, действие которого разворачивается в 1930-х годах во Французском Индокитае.

Жанр heritage пользуется неизменным успехом и у скандинавских кинематографистов. Переломным моментом для скандинавского кинематографа стал 1987 год, когда на экраны вышли сразу два шедевра. Это датско-шведский фильм «Пелле-завоеватель» режиссёра Билле Аугуста с легендарным Максом фон Сюдовом в главной роли и знаменитый датский фильм «Пир Бабетты» режиссёра Габриэля Акселя по одноимённой повести Карен Бликсон, собравший кучу премий от приза Каннского фестиваля до премии «Оскар» за лучший иностранный фильм 1988 года. Далее последовал биографический фильм «Гамсун» (1996) шведского режиссёра Яна Густафа Труэля (на счету которого «Оскар» за фильм «Эмигранты»), повествующий о норвежском писателе, лауреате Нобелевской премии по литературе 1920 года.

Королевский роман

Из скандинавских фильмов в формате heritage, снятых в последнее время, можно отметить шведско-норвежско-датский фильм режиссёра Оле Борнедаля «Я-Дина» (2002), снятого по «Книге Дины» норвежской писательницы Хербьёрг Вассму и раскрывающего тему одиночества и невозможности счастья в прошлом и настоящем главной героини. И «Королевский роман» (2012) совместного производства Дании, Швеции и Чехии, поставленный датским режиссёром Николаем Арселем с Мэсем Миккельсеном и Алисией Викандер по одноимённому роману Бодила Стенсен-Лет. Его действие относится к XVIII веку, времени правления психически неустойчивого датского короля Кристиана VII и романтическим взаимоотношениям между юной королевой и королевским врачом Струэнзе.

Сейчас можно с уверенностью говорить, что жанр heritage продолжает развиваться в кинематографе различных стран. Что легко объяснить, если обратиться к его основной идее, а именно – к рефлексирующей ностальгии по прошлому, которое уже не вернуть, но которое помогает лучше понять настоящее и с уверенностью смотреть в формирующееся будущее. А это дорогого стоит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here