В канадском суде идёт рассмотрение громкого дела маньяка-убийцы, который пытал и с особой жестокостью убил трёх девочек-подростков, демонстрируя процесс онлайн в даркнете. В преступлениях обвиняют Людовика Шевалье, поскольку практически все найденные улики говорят против него.

На заседание приходит много людей, включая тех, кто считает Шевалье несправедливо оговорённой жертвой, но самой загадочной посетительницей становится девушка по имени Келли-Энн. Она не родственница подозреваемого, никто из её близких не пострадал от его рук, но Келли-Энн настолько заворожена этим делом, что её интерес к Шевалье превращается в настоящую манию. И самой главной целью для девушки становится поиск в даркнете ещё одной видеозаписи с пытками, которую пока никто не видел.

Отправляясь на просторы интернета в поисках этимологии понятия «красная комната», вы скорее всего столкнетесь с тремя основными версиями происхождения этой распространённой «городской легенды».

Первая отсылается к японскому интернет-фольклору, где рассказывается о вирусе, который заражает компьютер. В результате на экране всплывает объявление «Вам нравится красная комната?», что якобы означает, будто прочитавший эту фразу в скором времени умрёт.

По второй версии термин происходит из картины Дэвида Кроненберга «Видеодром», поскольку речь в нём идёт о шок-контенте, который транслировался из комнаты, окрашенной в красный цвет.

Ну а третья предлагает свой вариант: красная комната (red room) – это лишь аллитерация известного «redrum» из «Сияния» Стивена Кинга.

Тем не менее, имея различные источники происхождения термина, в настоящий момент им описывается одно и то же: красной комнатой называют скрытые сайты в даркнете, где в режиме реального времени транслируются реальные пытки и убийства людей, за просмотр которых кое-кто готов заплатить большие деньги в криптовалюте.

Режиссёр Паскаль Планте («Временные татуировки») не пытается размышлять о том, существует ли красная комната на самом деле, а стремится на её примере исследовать гораздо более важную проблематику – природную тягу человека к созерцанию страшного. По ходу развития сюжета Планте затрагивает иные сложные и болезненные вопросы вроде симпатий отдельных личностей к опасным преступникам, грошовую цену человеческой жизни или мнимую безопасность общества в эпоху цифрового контроля и искусства хакерских атак.

Однако базовым предметом изучения для него становится парадоксальное влечение людей к страшным историям о насилии, когда так трудно различить грань между простым любопытством и тяжёлой патологией. Основным инструментом исследования становится главная героиня Келли-Энн (Жюльетт Гарьепи), добившаяся больших успехов на криптовалютной бирже. Девушка живёт в квартире бизнес-класса, часто принимает участие в модных фотосессиях и всё свободное время посвящает изучению материалов, связанных с Шевалье и убийством девочек.

Тяга человечества к историям преступлений существует испокон веков, в связи с чем огромной популярностью пользуются полицейские процедуралы, триллеры или передачи, в которых рассказывается о расследовании различных криминальных случаев. Согласитесь, есть что-то манящее в том, что вы, находясь в состоянии уюта и осознания собственной безопасности, погружаетесь в мир того, кто возомнил себя право имеющим и решил забирать чужие жизни.

Тем, кому мало документальных заметок или иных материалов, начинают искать полицейские фото и видео, но при этом не замечают, что душа потихоньку требует повышения градуса реализма и откровенности. На примере Келли-Энн мы видим, как простой спортивный интерес рискует превратиться в манию, один из самых пугающих симптомов которой – утрата контроля над своими действиями и переход важных моральных границ.

Режиссёр преподносит все события в атмосфере холода и дискомфорта, искусно нагнетая при этом напряжение. В кадре преобладает строгая геометрия прямых линий, начиная с больнично-стерильного помещения зала суда и заканчивая квартирой героини, где постоянно воет ветер. Кажется, лучшей атмосферы вокруг Келли-Энн выстроить невозможно, когда девушка с каждым днём уходит всё глубже в свой странный, неведомый мир и никак не может объяснить себе самой, почему для неё так важно прикоснуться к этой трагедии физически, увидеть то, от чего другие падают в обморок.

Экранное действие Планте точно так же выстраивает по принципу дискомфортного магнетизма – в кадре вы не увидите никакой жести, но после того, как окажетесь на судебном заседании, выслушаете материалы дела, узнаете леденящие кровь подробности и услышите отчаянные крики боли жертв, оторваться от экрана будет невозможно. Каждый шаг главной героини сопровождается чувством тревоги, ожидания чего-то страшного и в то же время неотвратимого, когда в один прекрасный момент начинает казаться, будто она сама способна занять место Шевалье на скамье подсудимых.

Отказ от чёткой трактовки мотивов девушки – не режиссёрский промах или слабость драматургии, напротив. Это отличная метафора неописуемой тяги к созерцанию чужой боли, страха и страданий, наблюдая за которыми даже в кино мы зачастую не можем объяснить свой интерес. Каждый раз, смотря что-то ужасное в интернете, стоит задать себе вопрос «зачем мне это?» и попытаться найти ответ. Примитивное желание пощекотать нервы? Подсознательная радость от понимания того, что это случилось не с вами? Синдром скорбящего, что позволит вволю поплакать над увиденным и порадоваться, что «я не такой»? Извращённое удовольствие?

Ни один из подобных вопросов Келли-Энн не задаёт себе, но на её примере зритель поймёт, что дальнейшее влияние увиденного на каждого отдельно взятого индивидуума предсказать невозможно.

Хотя Планте не ссылается на реальные события, в «Красных комнатах» можно проследить параллели с жуткой историей Питера Скалли, австралийского насильника-педофила и порнографа. Его стараниями в даркнете появилось видео под названием «Уничтожение Дейзи», которое, по словам следователей и всех причастных к расследованию лиц, было настолько страшным и чудовищным, что долгое время считалось выдумкой.

И заходя в любой чат, где обсуждают преступления Скалли или любого другого изувера, что запечатлевал свои «подвиги» на видео, вы увидите, насколько прав Планте, говоря о внимании к плёнкам, после которых увиденное уже не развидеть, как о нездоровом и будничном факте. Ведь каждое второе сообщение, оставляемое пользователями под такими постами, звучит так: «У кого есть видео, скиньте мне в личку».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here