Писательница Сандра, её муж Самуэль и их одиннадцатилетний сын Даниэль живут в тихом городке во французских Альпах. Когда Самуэля находят мёртвым поблизости от их шале, начинается расследование. Но что это было: самоубийство или убийство?

Повисшая в воздухе неопределённость в картине Жюстин Трие соседствует с тонким психологизмом и почти хичкоковским саспенсом. Судебная драма оборачивается историей о разрушающих личность отношениях и о разрушающихся отношениях. Ведь это не всегда одно и то же.

Жизнеописание полной противоречий и тайн героини оказывается захватывающим детективом.

Создательница лирической комедии о поисках счастья «В постели с Викторией» (2016) сняла фильм, ставший большим событием в мире европейского кино. Однако это не слишком удивляет, ведь щедрые авансы выдавались Трие ещё с момента её дебюта в 2013 году, когда на экраны вышел «Возраст паники».

Полотно показало взаимосвязь внутреннего и социального конфликтов. Оно получило номинацию на «Сезар» в категории «Лучшая дебютная работа» и было тепло принято критиками и зрителями. После него Трие поставила продемонстрировавший разрушительную силу любви «Соблазн».

В «Анатомии падения», как, впрочем, и в предыдущих произведениях кинематографистки, на передний план выдвинута женщина, её переживания, устремления и мечты.

Но трагическая история Сандры – не только реалистичная, почти документальная история загадочной смерти, осуждения за образ жизни и смелость в поступках. Это и визуальная повесть об угасании доверия между супругами. Также – вдумчивое размышление об акте творения.

Что связывает писателя и его персонажей, реальнее ли герои своего автора, из чего рождаются идеи, что есть вдохновение, кому принадлежит искусство, как преодолеть (и стоит ли) творческий кризис? Все эти вопросы в разных формах возникают в фильме.

Подлинная его звезда – ещё одна Сандра, актриса Сандра Хюллер. Она известна по картинам «Реквием» и «Тони Эрдманн».

Совпадение имени неслучайно. Это лишний повод поговорить об интроспективной составляющей, очередной аргумент в пользу любителей откопать истину. Беда в том, что её нет. Или счастье.

Однако ещё больше Трие интересует вопросы: как сохранить то, что мы имеем, и возможно ли это сохранить?

Впрочем, «Анатомия падения» не заходит на территорию метафизики. Она скромно останавливается на границе.

Сандре противостоят карикатурный прокурор и всё общество.

Филигранная работа с формой. Содержание – бесспорно.

Сценарий постановки француженка написала в содружестве с мужем Артуром Арари. Или в соавторстве? Вопрос непраздный, потому что это ещё один мостик между миром снов и явью, суровой реальностью и эскапистской выдумкой.

Клише в виде успешной героини-женщины, статичной камеры и ручной, смеси интеллектуального процедурала и психологической драмы, неожиданной смерти в самом начале, петляющего из стороны в сторону, точно хвост нерадивой собаки, следствия не должны смущать.

Штампы в фильме – не минус. Плюс. Они самоценны. Они – не столько украшающие сюжетную линию детали, сколько доказательства тезиса: мир искусства – отображение серых будней. Или всё совсем наоборот?

В нерешительности Сандры общаться по-французски дома и в её неспособности говорить на языке Жанны д’Арк в суде подчёркивается неоднозначность фигуры протагонистки, её сложный характер, внутренние проблемы женщины.

Также в этом приёме – одна из главных мыслей постановки: за туманными обещаниями судьбы-злодейки подчас трудно разглядеть собственные ошибки. Особенно если эти клятвы – плод воображения. Или – плод воображения?

За завесой из истории о муках творения скрывается драма, а в её центре – каноничный сюжет о смерти любви. В прямом и переносном смыслах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here