Молчание богов

Группа южнокорейских документалистов приезжает в деревеньку на северо-востоке Таиланда, чтобы снять фильм о местной шаманке Ним. Женщина заявляет, что в её теле поселился дух божества Ба Йян, которому поклоняются местные жители. Этот бог завладевал душами всех женщин в семействе Ним на протяжении целых поколений, однако Ной, сестра Ним, которая была последней в цепочке преемственности, отказалась от этого дара и приняла христианство, как и её дочь Минк, не верящая в шаманизм.

На похоронах Вироя, мужа Ной, Ним рассказывает, что в его роду мужчин всегда преследовали страшные неудачи и с этого момента Минк начинает вести себя странно, будто в ней скрывается множество разных личностей. Поначалу Ним считает, что девушкой завладевает дух Ба Йян, однако вскоре выяснится, что в её теле поселился кто-то очень опасный.

Тайский хоррор пока ещё не так самостоятелен, ярок и самобытен, как, скажем, японские или корейские жанровые работы. Однако он медленно, но верно движется в этом направлении, пускай и использует вполне универсальные методы.

Таиланд – одна из стран, где так легко поверить в существование каких-то божеств и шаманизма. Кажется, что сама природа и окружающий антураж поддерживают в тебе это мистическое состояние: растворённые в утреннем тумане сырые джунгли, расставленные тут и там домики для духов, скрытые в пещерах уединённые храмы и искренняя вера местных в потусторонние силы.

Режиссёр Банйонг Писантханакун, уже не раз отметившийся в жанре ужасов с такими неплохими работами, как «Затвор», «Неразлучные» и «Фобия», задействовал именно этот аспект, а именно – исключительно сочный и индивидуальный колорит родной страны, без атмосферы которого «Медиум» растерял бы добрую половину своей эффективности.

Ну и, конечно же, фильм не имеет никакого отношения к франшизе «Паранормальное явление» – как бы ни хотели российские дистрибьюторы заманить на просмотр дополнительную аудиторию, играя с локализированным названием.

Если за что кино можно поругать, так это за стилистику «мокьюментари». Она мало того что не всегда выдерживается должным образом (в большинстве случаев автор вообще забывает, что использует этот приём – и кино то и дело теряет эффект стороннего наблюдателя с камерой), так ещё и использует практически все клише этого поджанра, чем порой сильной смазывает самобытность картины.

Традиционный нарратив без всякой беготни с трясущейся камерой, непременного ночного видения и удачных «падений» с зафиксированным нужным ракурсом наоборот придал бы всей истории больше изысканности и не делал её заложником штампованных приёмов.

Но досмотрев «Медиума» до конца, понимаешь, что не хочешь быть злым критиком. Справедливость требует отметить все заслуги картины (а они есть).

Хотя кино очень медленно запрягает (особенно в течение первого часа), оно ставит первоочередной задачей с головой погрузить зрителя в аутентичную среду тайской провинции. Писантханакун со страстью настоящего антрополога рассказывает об уникальном явлении тайской демонологии, быте коренного населения и явлении шаманизма вообще, любовно запечатлевая природу и создавая пугающий мир, существующий на грани мистики и реальности.

К тому же, в списке сценаристов значится На Хон-джин, создатель таких отличных картин, как «Преследователь», «Жёлтое море» и особенно «Вопль», с которым у «Медиума» много общего.

Хотя сценарная конструкция и аллюзии здесь выглядят значительно проще, кино продолжает задавать очень неудобный для всех религий вопрос: если так ярко торжествует Зло, то тогда почему молчит Добро в лице Бога, хотя люди не перестают верить в него?

Особенно колко «Медиум» затрагивает роль христианства в духовной жизни Азии, в который раз подмечая его как чуждое для тамошнего обывателя мировоззрение, противоречащее обожествлению духов природы и потому не предоставляющее никакого спасения (об этом как раз рефлексировал Ли Чхан-дон в своём «Тайном сиянии»).

Неудивительно, что картина заняла 6-е место в списке самых кассовых корейских фильмов года (в стартовый день проката побив даже «Чёрную вдову»). А вот завоюет ли она иного зрителя, способного рассмотреть в ней что-то большее, чем жанровые штампы – другой вопрос.

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
7
Для сердца
7
Предыдущая статьяПосле меня. Рецензия
Следующая статьяКак собрать хорошее кино из шаблонов? Уроки фильма «Левша»
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вначале было скучновато. Ближе к концу стало более интереснее и страшнее, но сука концовка просто убила, что произошло потом??

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here