В провинциальном районе Бельгии живут двое 13-летних ребят, Лео и Реми. Они давно и крепко дружат, а мать Реми вообще считает Лео вторым сыном. Вот только преданная мальчишеская дружба становится предметом школьных сплетен, слухов и насмешек, что вызывает у Лео беспокойство.

Не желая подвергаться остракизму со стороны одноклассников, Лео начинает отстраняться от лучшего друга, всячески старается быть как все и не замечает, как глубоко ранит Реми своим дистанцированием, превращая его в изгоя. Издевки учеников, предательство друга и юношеский максимализм однажды приводят к страшной трагедии – Реми кончает жизнь самоубийством.

И там, где заканчивается боль одного человека, боль другого только начинается, ведь Лео будет терзать себя за все неосторожные слова и поступки, не зная, чем залечить внезапно образовавшуюся глубокую рану.

Как правило, фильмы, снятые в жанре драмы взросления, имеют много схожих черт – в основном это рассказ о первых серьёзных чувствах и первой душевной боли, пропитанный ностальгической атмосферой, вызывающей тёплую тоску по юности. Но недостаточно сложить все эти компоненты вместе, нужно ещё заставить их правильно звучать. В историях такого рода важна не насыщенность событиями, а внимательный режиссёрский взгляд на персонажей и их ситуации, как и способность постановщика заставить зрителя прожить всё экранное время чувствами героев.

Именно это с лёгкостью удается сделать молодому бельгийскому режиссёру Лукасу Донту, для которого «Близко» стало второй полнометражной работой и наглядной иллюстрацией крайне тактичного авторского подхода к проблеме подросткового опыта по части горя и утраты.

Названием фильма можно определить всю суть авторского языка – Донт исследует драму Лео не через экспрессивные конфликты с друзьями и родителями, он словно обрисовывает лёгкие, едва заметные границы вокруг личного пространства своего героя, приближаясь к ним очень близко, почти интимно, но ни в коем случае не нарушая их. События, запечатлённые им, похожи на лёгкое дыхание: Донту важно, как Лео ведёт себя в любой повседневной ситуации, дома, в школе, с друзьями или родными, поскольку именно в эти рутинные моменты он аккуратно запечатлевает почти неуловимую смену настроений мальчика.

Столь тонкая деликатность особенно важна, поскольку герои фильма – интроверты, им сложно вывести собеседника на доверительный разговор, пролить свет на всё, что беспокоит, дабы избавиться от груза эмоционального давления, но в то же время всё это должен почувствовать зритель. Важную миссию по воплощению персонажа с ювелирными эмоциями Лукас Донт осмелился возложить на плечи непрофессионального актёра, и в итоге кадр постоянно украшает изумительно чистое, почти ангелоподобное лицо юного дебютанта Идена Дамбрине.

Режиссёра в самом деле стоит искренне поблагодарить за то, что он открыл публике имя этого потрясающего мальчишки, который с невероятно взрослой серьёзностью и глубоким пониманием подошёл к этой трудной роли. Он всецело держит на себе внимание, в его огромных глазах мы видим целую гамму эмоций – от беззаботной детской восторженности до глубокого отчаяния и страданий из-за невозможности выразить горе словами. Его Лео вынужден усвоить горький урок – понять, чего на самом деле могут стоить пренебрежительное отношение к чужим чувствам и попытка предать лучшего друга ради мнимого спокойствия, купленного у окружающих фальшивым путём, стремлением быть как все.

Донт неслучайно устанавливает определённые возрастные рамки для Лео и Реми. 13 лет – сложный период, когда ребёнок начинает прощаться с детством, но до полноценной взрослой жизни ещё не созрел и все проблемы воспринимаются остро, враждебно, болезненно. Реми, не сумев поделиться своей бедой даже с понимающей мамой (прекрасная второплановая роль Эмили Декенн), сделал роковой выбор. Зрителю при этом совершенно не нужны разъяснения по поводу безвыходности ситуации для мальчика, мы лишь можем понять, как глубока была его боль и сильна обида, раз он предпочёл проститься с жизнью, но не довериться кому-то из близких.

Лео везёт больше: он не только находит способ справиться с внутренним тягостным конфликтом, но и получает долгожданное прощение. Здесь Донт стремится донести до аудитории другую важную мысль – мир спасёт лишь доброта. Любое проявление агрессии и ненависти становится тупой разрушительной силой, эти деструктивные эмоции отравляют людей и не позволяют двигаться вперёд, заставляют замыкаться в себе и своей злости.

Родные Лео нисколько не боятся проявлять заботу, нежность и ласку, особенно это касается старшего брата, благодаря чему мальчик понимает, что он не один и рядом всегда будет поддержка. Ведь если ты вырос в любви, способен на понимание, прощение и воспитал в себе добросердечность, с любой болью и невзгодой можно будет справиться. Главное – не допускать прежних роковых ошибок и никогда не забывать о чувствах тех, кто рядом с тобой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here