25-летняя Фредди, этническая кореянка, удочерённая европейцами и выросшая во Франции, под воздействием импульса приезжает в Сеул. Она останавливается в отеле, где знакомится с девушкой-администратором Теной, которая знает французский язык и быстро становится её новой подругой.

Выяснив, что Фредди хочет найти биологических родителей, Тена рассказывает ей о центре усыновления «Хаммонд». Его сотрудники могут отправить телеграмму настоящим отцу и матери Фредди.

Фредди соглашается и через некоторое время получает весточку от отца, который обзавёлся новой семьёй и очень хочет увидеть дочь. Девушка просит Тену сопровождать её в этой поездке в качестве переводчика и отправляется в гости к одному из самых близких для неё людей, о котором ничего не знает и к которому ничего не чувствует.

В кинематографе не раз обсуждалась тема глубокого травмирования детей, что были брошены биологическими родителями на произвол судьбы, как и исследовались те аспекты, которые позволяют людям быть настоящей семьей. Особенно в этом преуспел японец Хирокадзу Корээда, обожающий изучать различные проявления родственной близости, когда люди становятся дороги друг другу не только по зову крови.

Картина французского режиссёра камбоджийского происхождения Дэви Шу идёт своим путём и несколько отклоняется от курса традиционных мелодрам о трогательном семейном воссоединении с непременным хэппи-эндом. Шу важно иное – он старается воссоздать ощущение человека, который из-за разрыва с корнями и кровными предками никак не может постичь себя в этом мире.

Идея фильма родилась у Дэви Шу во время работы над документальным фильмом «Золотые сны» (2011), когда его подруга-француженка сопровождала его в Южную Корею, где встретилась с настоящими родителями. Шу поразила глубина эмоций этих людей, впервые встретившихся после долгой разлуки и он с головой погрузился в изучение корейских обычаев, народной культуры и вопросы усыновления.

После многочисленных бесед с людьми, воспитанными приёмными родителями, он сформировал общую концепцию – рассказать о том, как травмирующий опыт брошенного родителями ребёнка предопределяет его дальнейшую жизнь. Во многом ему помогла исполнительница главной роли, непрофессиональная актриса Пак Чи-мин, выбранная режиссёром благодаря особо яркому чувству свободолюбия, что превосходно коррелировало с образом бунтарки Фредди.

Девушка не только помогла ему лучше понять характер европейки, реагирующей на патриархальные устои Кореи, но и с блеском воплотила этот образ на экране, поскольку изумительно тонко прочувствовала смятение и экзистенциальный дискофморт Фредди.

Зрители, что привыкли видеть на экране поэтапную трансформацию образа сложного персонажа, постепенно переходящего к более спокойному и понятному, как и все жаждущие удовлетворительного разрешения конфликта в финале, чтобы со спокойной душой завершить просмотр с осознанием «всё будет хорошо», могут оказаться дезориентированными. Фредди оказалась не только одной из самых неоднозначных киногероинь последних лет, но и в целом её образ довольно трудно познать.

Здесь, наверное, можно предъявить режиссёру некоторые претензии, поскольку кажется, что он не до конца понимает, как ему поступить с героиней. С одной стороны, нам понятно замкнутое поведение Фредди: в душе девушки не утихает боль от обиды к тем, кто её предал и, даже будучи воспитанной парой добрых респектабельных французов, она не в силах сбросить с души этот тяжкий груз. Чтобы хоть как-то оградить себя от страданий, Фредди возводит эмоциональный барьер, стараясь никого не подпускать достаточно близко, отчего страдает как она сама, так и добрые по отношению к ней люди.

Но, с другой стороны, в её поведении есть ряд странных противоречий. Например, не очень понятно, почему она выросла достаточно неблагодарной и такой холодно-равнодушной к окружающим, учитывая, что воспитывалась в любви и достатке. Но от неё достается, например, верной подруге Тене или любящему бойфренду, которому она внезапно заявляет: «Я могу забыть тебя по щелчку пальцев».

Кажется, что ей на самом деле никто не дорог по-настоящему – любовь приёмных родителей почему-то не растопила лёд в сердце, не развеяла озлобленность и отчуждённость, от которых Фредди не перестаёт страдать и мучает других. Очевидно, что она запуталась в своей любви-ненависти. Но в отношениях с биологическими родителями, которых она жаждала найти, но не признавалась в этом сама себе, Фредди демонстрирует ещё больший парадокс.

Если отец всеми фибрами души хочет добиться от неё хоть малейшего шага навстречу и ищет любой способ выйти на контакт, то девушка его рассерженно отталкивает, мечтая о встрече с родной матерью, которая раз за разом отвечает отказом на все телеграммы. Шу до самого конца сохраняет в героине эту неопределённость и даже отказывает ей в любых прозрениях, предпочитая открытый финал, который также может вызывать недоумение и, возможно, даже неудовлетворение после пережитого ранее опыта.

Но, если на некоторые невнятные аспекты закрыть глаза и списать их на осознанное режиссёрское решение, пускай и спорное, «Возвращение в Сеул» всё равно остаётся одним из самых эмоционально сильных и тонких психологических фильмов сезона.

Шу великолепно владеет техникой визуализации человеческой энергетики, запечатлевая драматические крупные планы, эмоциональные всплески, трогательные моменты и безупречно воссоздаёт взгляд человека, для которого родная страна выглядит полностью чужой.

Пак Чи-мин – одна из подлинных режиссёрских находок. Она и душа, и сердце, и воплощенный бунтарский дух, что странствует по Земле в тщетных поисках пристанища. День за днем она живёт в состоянии стойкого душевного дискомфорта, изредка позволяя себе настоящий «отрыв», как в сценах танца, где она старается выплеснуть всё накопившееся в ней напряжение порывистыми, раскованными движениями, и лишь в этот короткий миг она, кажется, забывает обо всём и наконец ощущает спокойствие.

Наиболее ироничен сценарный ход, когда в одном из временных отрезков Фредди превращается в успешную бизнес-леди, которая занимается торговлей оружием – это, возможно, несколько резкая и прямолинейная, но точная метафора будущего для человека, чья жизнь началась с предательства и подлого обмана. С самого раннего детства в ней уже посажены семена цинизма и равнодушия к окружающим, которые при всём желании будет так трудно превратить в ростки любви, понимания и тепла.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here